Lobbying.Ru Просятся на свободу

Просятся на свободу

Российские железные дороги могут полностью перейти на рыночные цены: РЖД начинает лоббировать дерегулирование вагонной составляющей для своего парка. Монополия просит поддержки у частных операторов, и они готовы поторговаться с конкурентом, хотя и опасаются злоупотреблений со стороны ОАО РЖД. На общий уровень тарифов дерегулирование повлияет не слишком сильно, парк монополии выполняет не больше 10% перевозок. Но в ФАС считают пока преждевременной полную свободу цен, предлагая начать с тарифного коридора, который для полувагонов уже начал действовать в этом году.

ОАО РЖД обратилось в НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" с просьбой поддержать идею дерегулирования вагонной составляющей для парка монополии. В ближайшее время вопрос будет вынесен на президиум НП. Учредителями партнерства являются 12 крупных операторов, в том числе Globaltrans, "Независимая транспортная компания", "Трансойл", "Трансгарант".

ОАО РЖД будет ставить вопрос о дерегулировании вагонной составляющей перед правительством, а поддержка НП нужна как дополнительный аргумент, пояснил источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Свою позицию монополия аргументирует тем, что операторский рынок "уже стал конкурентным". В вагонах группы РЖД сегодня перевозится лишь около 10% грузов в целом и 20% в полувагонах. Поэтому регулировать тарифы нет смысла в отсутствие доминирующего положения на рынке. У перевозчика должна быть возможность оказывать услуги не только по перевозке, но и по предоставлению вагонов, считают в ОАО РЖД. Сейчас "налицо неравенство методов ценового регулирования в сфере оперирования грузовыми вагонами, которое создает серьезные трудности для выхода ОАО РЖД на этот рынок", заявили "Ъ" в пресс-службе монополии. Там добавили, что для дерегулирования вагонной составляющей инвентарного парка необходимо внести изменения в постановление правительства от 5 августа 2009 года "О государственном регулировании и контроле тарифов... в сфере железнодорожных перевозок".

Формально предлагаемые изменения на рынке почти не отразятся. Хотя РЖД остается публичным перевозчиком (по заявке грузоотправителя компания должна предоставить вагон по прейскуранту N10-01, утвержденному в 2003 году), но в результате реформы отрасли реально у монополии почти не осталось вагонов. Сейчас у РЖД есть лишь порядка 50 тыс. единиц инвентарного парка. Но это в основном специализированный подвижной состав, который используется для нужд самих дорог. Более 100 тыс. полувагонов ОАО РЖД временно привлекло у дочерней "Второй грузовой компании" (ВГК; по 900 руб. за вагон в сутки). Этот парк работает на специальных условиях. "За ориентир брался тот же прейскурант N10-01, но методология была другая. В среднем отличия от прейскуранта находятся в коридоре 0,9-1,3",— рассказали "Ъ" в ФСТ. Но система действует до 31 декабря. В случае дерегулирования вагонной составляющей в дальнейшем привлеченный парк будет работать на рыночных условиях.

"Прейскурант N10-01 ограничивает среднюю доходность с вагона в сутки приблизительно на уровне 1-1,1 тыс. руб. У частных операторов, для которых вагонная составляющая не регулируется, этот показатель не менее 1,4 тыс. руб.",— отмечает глава "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. Доходность с привлеченного у ВГК вагона, который работает почти по прейскуранту, составила в первом полугодии всего 800 руб. в сутки, отмечает эксперт, то есть ОАО РЖД несет при этом убытки. "Возможно, компания могла бы даже в рамках тарифа работать в ноль, но это вопрос эффективности и состояния привлеченного парка",— добавляет Михаил Бурмистров.

Если дерегулировать вагонную составляющую, ОАО РЖД сможет в большем масштабе привлекать вагоны частных операторов, отмечает источник "Ъ" в монополии, что и является главной целью либерализации. "Но это противоречит основной идее реформы отрасли,— возражает Михаил Бурмистров.— Несколько лет отделяли от ОАО РЖД операторский бизнес, а теперь, получается, развернемся и пойдем в обратную сторону". Один из участников рынка добавляет, что при этом у ОАО РЖД "огромное преимущество перед частными операторами, потому что оно и перевозчик, и владелец инфраструктуры, очевидно же, какие вагоны будут ездить быстрее". По мнению собеседника "Ъ", ОАО РЖД "вполне может создать для операторов такие условия, что им будет проще отдать монополии свои вагоны в аренду, чем день за днем биться за нормальный проезд по системе".

Тем не менее партнерство может поддержать ОАО РЖД. "Это будет вопросом торга, причем не только по поводу привлеченного парка",— говорит один из участников НП. В ФАС обещают рассмотреть просьбу ОАО РЖД. Хотя, уточняет глава управления контроля транспорта и связи службы Дмитрий Рутенберг, о полном дерегулировании вагонной составляющей говорить, наверное, преждевременно — на первом этапе можно было бы ввести для парка ОАО РЖД тарифный коридор.

Оригинал статьи см. здесь

Источник: Евгений Тимошинов, - Железные дороги просятся на свободу // КоммерсантЪ от 09.10.2012

РЖД просят у ФСТ скидку за инновационные вагоны

Пока чиновники думают, стоит ли запускать программу по утилизации вагонов, крупнейшие вагонопроизводители нашли другой способ нарастить продажи. Они предлагают покупателям инновационный подвижной состав, который по своим характеристикам будет эффективнее обычных вагонов. Основную поддержку в этом вопросе оказывают РЖД, которые уже направили письмо в ФСТ с предложением ввести для инновационных покупателей скидку на тариф в размере до 6%.

На прошлой неделе заместитель главы Минпромторга Алексей Рахманов провел совещание с участием вагонопроизводителей и операторов, на котором обсуждался вопрос обновления устаревшего парка грузовых вагонов, в частности переход на закупку инновационных вагонов. Одним из лоббистов этой идеи выступил Уралвагонзавод (УВЗ) совместно с НП «Объединение производителей железнодорожной техники», также ее активно поддерживает Тихвинский вагоностроительный завод. Кроме того, в разработке программы участвуют Первая и Вторая грузовые компании.

Как сообщил РБК daily заместитель гендиректора УВЗ по железнодорожной технике Андрей Шленский, сейчас определяется список критериев, по которым вагон можно будет отнести к инновационному. Ключевые отличия новых вагонов — повышенная грузоподъемность, снижение расходов на ремонт и эксплуатацию, увеличение максимальной скорости движения с 70—80 до 90—120 км/ч, пояснил РБК daily заместитель гендиректора ПГК по техническому развитию Сергей Калетин. Также, по его словам, предполагается увеличение межремонтных интервалов работы подвижного состава до двух лет (либо по истечении 250 тыс. км пробега) — для усовершенствованных вагонов, и до четырех лет (500 тыс. км пробега) — для новых вагонов и прошедших ремонт.

До 2020 года планируется обновить до 700 тыс. вагонов, при этом до 50% этого парка может быть представлено инновационными вагонами, посчитал исполнительный директор Объединенной вагонной компании (УК Тихвинского вагоностроительного завода) Дмитрий Бовыкин. По словам Андрея Шленского, уже в следующем году УВЗ совместно с другими производителями готовы выпустить 15—16 тыс. таких вагонов.

При этом он подчеркнул, что разница по стоимости с обычным вагоном будет не менее 10%.

Известно, что свою поддержку производителям уже выразили РЖД, которые попросили ФСТ создать «стимулирующие тарифы» для собственников инновационных вагонов. 2 октября монополия за подписью старшего вице-президента Вадима Михайлова направила в ФСТ методику расчета скидки с тарифа, с учетом которой плата для владельцев полувагонов нового поколения может составить до 4—6%, цистерн — до 2—3%. В письме РЖД отдельно оговаривают, что пониженный тариф должен действовать «до массового перехода вагоностроительных заводов на производство инновационных вагонов, но не позднее 2015 года».

Компании невыгодно иметь на своей и без того «перегретой» инфраструктуре устаревший подвижной состав, который только сдерживает увеличение скоростей движения, негативно влияет на путь и увеличивает затраты на их содержание, объяснили свою позицию в РЖД.

В ФСТ сообщили, что пока «не получали» письмо от РЖД. В Минпромторге отказались комментировать ситуацию «до проведения итогового совещания через три-четыре недели».

В НП «СОЖТ», объединяющем крупнейших на рынке железнодорожных операторов, поддер­жали идею с массовым внедрением на рынке инновационных вагонов. При этом, как подчеркнула член президиума СОЖТ Ирина Чиганашкина, с учетом длительности окупаемости новых вагонов их приобретение должно «сопровождаться стимулирующими мерами, например скидками на тариф».

Рынку нужны инновационные вагоны, однако одной скидки с тарифа может быть недостаточно для их приобретения, считает Олег Трудов из Института проблем естественных монополий. По мнению аналитика, также необходимо предусмотреть субсидирование процентной ставки, льготу по налогу на имущество или утилизационный сбор.

Оригинал статьи см. здесь



Источник: Юлия Галлямова, - РЖД просят у ФСТ скидку за инновационные вагоны // РБК daily от 09.10.2012


Последние изменения:
09.10.2012 14:19 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter