Lobbying.Ru Аграрное лобби Одерживает Пиррову победу.

Аграрное лобби Одерживает Пиррову победу.

16 ФЕВРАЛЯ на заседании правительства был принят проект программы стабилизации и развития российского АПК на 1996- 2000 годы. В соответствии с этой программой предполагается в течение ближайших двух лет стабилизировать сельхозпроизводство, а в 1998-2000 годах достичь ежегодного прироста на 2-4%.

В основе этой сельхозпятилетки лежит постановление правительства N135 от 7 февраля 1996 года. разработанное Минсельхозпродом в сжатые сроки после отставки вице-премьера Анатолия Чубайса вместо проекта, подготовленного в Минэкономики. Минсельхозпрод уже представлял полгода назад свой проект постановления, который "стоил" 120 триллионов рублей и был отвергнут. Специалисты Минэкономики и ряд ведущих экспертов, в частности из ИЭППП, подготовили альтернативную программу, предусматривающую стимулирование сельхозпроизводителей на неинфляционной основе, то есть путем создания конкурентной рыночной среды в смежных отраслях. Как и следовало ожидать, сразу же после отставки Чубайса был реанимирован первоначальный вариант Минсельхозпрода, хотя и не выходящий теперь за рамки бюджета. В новом постановлении можно обнаружить отголоски идей из реформаторского варианта, но в таком виде, что, по мнению экспертов ИЭППП, они работать не будут. А реализация этого постановления приведет лишь к серьезному взвинчиванию цен и подтолкнет кризисные явления в финансовом секторе.
Концептуально минсельхозовский пятилетний план нацелен на постепенное реанимирование централизованного управления сельским хозяйством. В нем есть лишь один безусловно полезный сельхозпроизводителям пункт, предусматривающий дополнительное акционирование и передачу контрольных пакетов акций перерабатывающих предприятий сельхозпроизводителям. Это поможет преодолеть монополизм сельхозпереработчиков, отсекавший производителей от торговли.
В целом же постановление выдержано в духе планово-распределительных традиций бюрократического рынка советского времени: сверху спускаются ориентировочные показатели производства сельхозпродукции в натуральном выражении, а снизу представляются и согласовываются заявки на материальные и финансовые ресурсы.
В реформаторском варианте были предусмотрены механизмы, позволяющие эффективно использовать бюджетные средства и избежать взвинчивания цен поставщиками: конкурсное распределение госзаказов, конкурсный отбор поставщиков минудобрений и коммерческих банков, финансирующих эти мероприятия. Коренное различие двух проектов состоит в том, что вариант Минэкономики предполагал государственное участие в изменений рыночной среды вокруг сельского хозяйства, а тот, который сейчас принят, - прямое госучастие в сельхозпроизводстве. Даже там, где декларируется, например, что федеральный и региональные продовольственные фонды должны формироваться на конкурсной основе, уже нет времени эти конкурсы проводить, так как через месяц начинается сев. Понятно, что фонды разместят по традиционной разнарядке.
То, что минсельхозовская программа нацелена не столько на поддержку производителя, сколько на усиление централизующего начала, видно из того. что основная часть государственного дотирования нацелена на формирование не только федерального, но и региональных фондов. Если крестьянин сам продаст свой товар на рынке, он не получит никакой поддержки властей, а если в фонд, то получит товарный кредит. Субсидирование из федерального бюджета закупок в региональные фонды просто экономически неоправданно. Эта практика была уже в октябре 1993 г. запрещена указом президента, но она продолжается и по сей день. Централизованное субсидирование тех, кто больше "сдает" в региональный фонд (то есть кто меньше либерализовал рынок), есть прямое проявление борьбы федеральной и региональной бюрократии с сельхозпроизводителями, все больше тяготеющими к свободной продаже своей продукции по рыночным ценам. Так, например, в Федеральный фонд сейчас продается лишь 12% зерна и 1, 6% картофеля.
В постановлении N135 предполагается расширение товарного кредита. Если в прошлом году он применялся для организации поставок только горюче-смазочных материалов, то теперь добавляются поставки мазута для сахарных заводов и комбикормов. По мнению завлабораторией аграрной политики ИЭППП Евгении Серовой, это вызовет взвинчивание цен на все указанные материалы, так как главное условие того, чтобы товарный кредит не приводил к росту цен, - это отсутствие разнарядок, конкурсный подход к выбору поставщиков. А согласно постановлению Минсельхозпрод уже готовит упомянутые разнарядки и графики поставок. В прошлом году такое администрирование пришло к росту цен на горючее, по данным экспертов Аграрной партии, до 35%. В этом году суммарный сезонный рост цен, вызванный инфляционной волной аграрного происхождения, будет еще ощутимей. Если производители успеют договориться с переработчиками, то тогда они все потери, вызванные ростом цен на ГСМ, удобрения и т.д., включат в розничную цену, переложив свои затраты на плечи потребителей.
Идея авторов из Минэкономики привлечь деньги коммерческих банков для финансирования производства и поставок минудобрений и химических средств защиты растений в какой-то мере также нашла отражение в постановлении, но в извращенном виде. Минфину предписывается оформить гарантии коммерческим банкам в размере 1 трлн. рублей.
Эксперты ИЭППП расценивают это как просто подарок двум коммерческим банкам, охотно сотрудничающим с правительством в части внебюджетного финансирования АПК. Это опять-таки взвинтит цены на удобрения и химические средства. Реформаторский проект предполагал конкурс среди поставщиков минудобрений и предоставление гарантий тем банкам, которые их обслуживают.
Постановлением предусматривается еще и 30-процентная компенсация затрат сельхозпроизводителей на приобретение удобрений и химсредств в размере 2, 8 триллиона рублей. Эти деньги, как показывает практика последних четырех лет. востребованы не будут, и сбыт минудобрений увеличить не удастся, так как в тот момент, когда они нужны, у производителей нет денег вообще. Им нужен нормальный сезонный кредит, а не компенсация, будь она даже стопроцентной. То, что четыре года подряд зарезервированные на эти компенсации в бюджете деньги не выбираются, а Минсельхозпрод упорно сохраняет этот неработающий механизм, свидетельствует о полной необучаемости людей, принимающих решения, считает Е.Серова.
Замораживание бюджетных средств, конечно, досадно, но вот вводимые постановлением льготные 50-процентные тарифы на электроэнергию для производителей удобрений и средств защиты могут иметь еще более плачевный эффект. Большая часть производимых в России минудобрений идет на экспорт, и западные производители, особенно европейские. всячески препятствуют их допуску на мировой рынок. До сих пор Запад, строго говоря, не имел юридических оснований для введения антидемпинговых мер, так как российские производители имели конкурентные преимущества за счет крайне низкой оплаты труда. Теперь введение упомянутых льгот такие основания дает, считает Е.Серова.
По личному настоянию Александра Заверюхи, в постановление включен пункт, разрешающий Минсельхозпроду осуществлять поставки сырой нефти для отдельных субъектов РФ с целью переработки в ГСМ.
В прошлом году было списано 20 триллионов рублей сельхоздолгов, в этом дается отсрочка до 1998 года по выплате 4 трлн., и еще полтриллиона списываемых долгов спрятано в параграф, относящийся к инвестициям. То, что амнистии сельхоздолгов подстегивают инфляцию, было ясно всегда, но вот совсем недавно исследователи финансового рынка обнаружили, что их негативное влияние на экономику, возможно, еще более серьезно. Группа банковских экспертов проследила корреляционную связь между списыванием в апреле 1995 г. 20 трлн. сельхоздолгов и последовавшим через четыре месяца финансовым кризисом в августе того же года.
Списываемые в этом году долги вместе с процентами составляют примерно 12 трлн. рублей, и если выводы экспертов верны, то и в этом году через 4 месяца после момента списания нас ожидает банковский кризис.



Источник: Владимир Провхватилов, АГРАРНОЕ ЛОББИ ОДЕРЖИВАЕТ ПИРРОВУ ПОБЕДУ // Финансовые известия (Москва) за 22.02.1996. №019.- C.I


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter