Lobbying.Ru Стратегия versus программа

Стратегия versus программа

Сахалин-1 (на фото)

В предыдущих статьях (см. "Быть ли "газовой сверхдержаве"?" в N 11 и "Не потерять стратегические ориентиры" в N 12 за 2008 г.) была рассмотрена роль углеводородных ресурсов Востока нашей страны в развитии газовой промышленности. Кроме того, был проанализирован один из двух важнейших документов, направленных на их комплексное освоение, - разработанная "Газпромом" "Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона". В данной статье дается оценка альтернативной "Стратегии комплексного освоения ресурсов и запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока".

Что предлагает стратегия?

Альтернативная стратегия предполагает форсированное проведение геолого-разведочных работ, создание добывающей, перерабатывающей и транспортной инфраструктуры, строительство заводов по выделению гелия и хранилищ гелиевого концентрата. Добыча свободного газа в Восточной Сибири в 2010 г. должна составить 4,6 млрд м. куб, на Дальнем Востоке -25,8 млрд м. куб, в 2030 г. предполагается получить соответственно 127,3 и 71,6 млрд м. куб. Согласно стратегии, к 2030 г. в Республике Саха (Якутия) будет производиться не менее 56 млрд м. куб газа в год, в Иркутской области - 52,6 млрд м. куб, в Красноярском крае - 18,7 млрд м. куб. Добыча попутного газа в Восточной Сибири и Республике Саха может превысить 10 млрд м. куб. На Дальнем Востоке крупнейшими газовыми проектами станут: "Сахалин-1" (планируемый объем извлечения "голубого топлива" - свыше 13 млрд м. куб в год), "Сахалин-2" (около 22 млрд м. куб) и "Сахалин-3" (21 млрд м. куб).

При развитии газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока следует учитывать высокое содержание в природных газах Лено-Тунгусской провинции таких элементов, как этан, пропан, бутаны и конденсат. Ежегодная добыча гелия в упомянутых регионах может быть доведена к 2030 г. до 280- 300 млн м. куб в год.

Предполагается формирование трех крупных центров производства и переработки газа: Красноярского, Ангаро-Вилюйского и Дальневосточного. В рамках первого намечается строительство ГПЗ в Богучанах с блоками по выделению гелия и производству нефтегазохимической продукции; в рамках второго - сооружение ГПЗ в Саянске с теми же целями; третьего -создание завода по выпуску СПГ на юге о-ва Сахалин. Поставки газа на Богучанский ГПЗ будут осуществляться с месторождений Красноярского края - Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского, Собинско-Пайгинского и других; на Саянский ГПЗ - с месторождений Иркутской области и Республики Саха - Чаяндинского, Ковыктинского и т.д.

Перерабатывать газ предполагается с использованием технологий, основанных на криогенном разделении сырья с сепарированием метановой фракции, этана, пропан-бутана, ШФЛУ, конденсата и гелия.

При формировании на Востоке России системы транспортировки газа целесообразно строительство газопроводов: Ковыктинское месторождение - Саянск -Проскоково (соединение с ЕСГ); Чаяндинское месторождение - Ковыктинское; Ковыктинское - Саянск -Ангарск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита. Для экспорта восточносибирского "голубого топлива" на первом этапе возможно использование БАМа и Транссиба, что предполагает сооружение заводов по сжижению сырья и железнодорожных терминалов по отгрузке СПГ и СУГ в Усть-Куте и Ангарске. По мере наращивания добычи газа и развития инфраструктуры газообеспечения в Восточной Азии должно быть принято окончательное решение о прокладке экспортных газопроводов: Чита - Забайкальск - Харбин - Далянь - Пекин; Пьентек - Сеул; Чита - Сковородино - Хабаровск - Владивосток - Находка с отводом на Китай в районе Дальнереченска и терминалом СПГ в Находке.

Газ на завод СПГ на Сахалине будет поставляться в рамках проекта "Сахалин-2" с возможным подключением в перспективе сырья с месторождений, которые будут открыты при реализации проектов "Сахалин-3 - "Сахалин-9" (см. табл. 3). К настоящему моменту на Дальнем Востоке действуют: газопровод Северный Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск; нефтепроводы Северный Сахалин - Комсомольск-на-Амуре и Северный Сахалин - порт Де-Кастри. В ближайшее время будут введены в промышленную эксплуатацию нефте - и газопроводные системы Северный Сахалин - Южный Сахалин. Целесообразно строительство нефтепровода Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск и газопровода Хабаровск - Владивосток. В районе Хабаровска эти магистрали должны быть соединены с нефте - и газопроводами Восточная Сибирь - Дальний Восток.

Альтернатива - более эффективна

При оценке экономической эффективности "Стратегии комплексного освоения ресурсов и запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока" учитываются инвестиции по следующим направлениям:

- воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- разработка и обустройство уже открытых и прогнозируемых к открытию месторождений;

- развитие инфраструктуры транспортировки газа с месторождений;

- формирование ГПЗ с блоками по выпуску нефтехимической продукции, выделению и сжижению гелия.

Согласно расчетам, для формирования новых крупных центров добычи газа необходимо 147,3 млрд долларов, в том числе для проведения геолого-разведочных работ - 14,1 млрд, разработки и обустройства месторождений - 80,7 млрд, создания транспортной инфраструктуры - 28,6 млрд, формирования газохимического комплекса - 22,8 млрд.

В табл. 4 представлены производственные показатели основных центров переработки сырья в рассматриваемых регионах.

Согласно "Стратегии...", до 2030 г. выручка составит 1277,2 млрд долларов, в том числе за счет реализации сухого газа - 815,3 млрд, продукции газоперерабатывающего и нефтегазохимического комплекса, включая СПГ, - 461,9 млрд.

Экономическая оценка указывает на высокую коммерческую и бюджетную эффективность реализации Стратегии. Накопленная чистая прибыль до 2030 г. составит 410,3 млрд долларов, NPV - 84,45 млрд, IRR - 28%, срок окупаемости с учетом дисконтирования - 9 лет. Поступления в федеральный бюджет достигнут 362,2 млрд долларов, в региональные - 115,8 млрд, в местные - 14,9 млрд.

Сопоставление расчетов указывает на более высокую коммерческую эффективность "Стратегии комплексного освоение ресурсов и запасов газа Восточной Сибири и Дальнего Востока" относительно "Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона".

Стратегия предполагает более высокий уровень добычи природного газа, в первую очередь за счет форсированного и полномасштабного освоения крупнейших месторождений Сибирской платформы (Ковыктинского и Чаяндинского), и, как следствие, более масштабные поставки на внутренний рынок и на экспорт. Она также подразумевает ускоренное развитие газопереработки, нефте- и газохимии, что значительно увеличивает выручку от реализации продукции. Приоритетами Стратегии в транспортной сфере являются: безусловное соединение месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока с ЕСГ; газификация сетевым газом промышленности и населения Востока России, прежде всего центральных и южных районов упомянутых регионов, включая новые центры горно-добывающей промышленности в Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха, Республике Тыва, Республике Бурятия, Забайкальском крае, Амурской области, Хабаровском крае.

Несмотря на высокий уровень капитальных и эксплуатационных затрат, положительный поток наличности согласно Стратегии значительно превышает эти расходы и делает проект высокодоходным (см. табл. 5).

Как осуществить задуманное?

Для реализации Стратегии предусмотрена система мероприятий государственного регулирования с использованием механизма государственно-частного партнерства. В частности, намечаются предоставление субвенций или субсидий; бюджетное финансирование для федеральных государственных нужд; кредитование и т.д.

В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке государство участвует в инвестировании за счет бюджета региональных ГРР, в создании инфраструктуры трубопроводного, автомобильного и железнодорожного транспорта. Кроме того контролируемые государством компании "Газпром" и "Роснефть" осуществляют геологоразведку на лицензионных участках недр, осваивают месторождения нефти и газа.

К конкретным мероприятиям, направленным на реализацию Стратегии, относятся:

- повышение эффективности и расширение масштабов региональных геолого-разведочных работ и лицензирование территорий Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия);

- подготовка и освоение запасов природного газа, нефти, попутных и растворенных компонентов;

- организация новых и развитие существующих нефте - и газоперерабатывающих, нефте - и газохимических производств, создание гелиевой промышленности;

- комплексная разработка запасов твердых полезных ископаемых в районах добычи и транспортировки углеводородного сырья, создание общерайонной инфраструктуры;

- достижение максимальных социальных эффектов от извлечения, переработки и транспортировки полезных ископаемых, в частности, для населения Восточной Сибири и Дальнего Востока, создание условий для получения наибольших мультипликативных эффектов от осуществляемых проектов.

Представляется целесообразным сформировать Межведомственную дирекцию по реализации Стратегии (МДРС) при правительстве РФ. Предполагается, что в нее будут входить представители Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли, Министерства экономического развития, Министерства транспорта, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства иностранных дел, правительства Республики Саха (Якутия), правительства Красноярского края, администрации Иркутской области, научно-исследовательских организаций и компаний нефтегазового комплекса. Состав дирекции должен утверждаться председателем правительства.

В рамках МДРС необходимо согласовывать планы профильных министерств, организаций и компаний по реализации соответствующих направлений Стратегии в части:

- проведения ГРР и разработки месторождений углеводородов (Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство регионального развития, "Газпром", включая "Газпром нефть", "Роснефть" , "Сургутнефтегаз", ТНК-ВР);

- формирования инфраструктуры трубопроводного транспорта ("Транснефть", "Газпром", Министерство регионального развития);

- создания систем автомобильного, воздушного и водного транспорта (Министерство транспорта, Министерство регионального развития, правительство Республики Саха (Якутия), правительство Красноярского края, администрация Иркутской области, "Газпром", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", ТНК ВР);

- реконструкции существующих и строительства новых мощностей в сфере переработки углеводородов, нефте - и газохимии, хранения природного газа и гелиевого концентрата (Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство энергетики, Министерство регионального развития, Министерство промышленности и торговли, правительство Республики Саха (Якутия), правительство Красноярского края, администрация Иркутской области, "Газпром", "СИБУР", "Роснефть", "Сургутнефтегаз", ТНК-ВР, НПО "Гелиймаш");

- сооружения объектов социальной инфраструктуры (Министерство экономического развития, Министерство регионального развития, Министерство здравоохранения и социального развития, правительство Республики Саха (Якутия), правительство Красноярского края, администрация Иркутской области);

- разработки перспективных месторождений твердых полезных ископаемых в зоне прохождения трасс нефте - и газопроводов (Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство промышленности и торговли, правительство Республики Саха (Якутия), правительство Красноярского края, администрация Иркутской области, правительство Республики Бурятия, администрация Забайкальского края, администрация Амурской области, правительство Хабаровского края);

- обеспечения экологической безопасности (Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство регионального развития);

- оказания дипломатической поддержки формированию инфраструктуры на территории стран - потенциальных реципиентов углеводородов, а также обоснованию условий экспорта УВ, продуктов их переработки, продукции нефте - и газохимии, гелия (Министерство иностранных дел, "Газпром", "Роснефть").

В задачи МДРС должны входить проведение оценки и экспертизы выполненных недропользователями работ, подготовка рекомендаций по оперативной корректировке мероприятий Стратегии.

Для повышения эффективности деятельности МДРС, разделения рисков между государством и бизнесом, обеспечения комплексного подхода к обустройству территории целесообразно создание управляющей организации - "Российской восточной компании" (РВК) в форме открытого акционерного общества с контрольным пакетом у правительства РФ. В качестве учредителей РВК должны выступить также крупнейшие, контролируемые государством компании "Газпром" и "Роснефть" и научные учреждения.

В совет директоров РВК должны войти представители государства (квалифицированное большинство), научных учреждений и компаний ("Газпром", "Роснефть", "Транснефть"), являющиеся членами МДРС. Необходимо, чтобы компания получила функции генерального заказчика по проведению региональных ГРР, формированию объектов добывающей, транспортной, перерабатывающей и социальной инфраструктуры. Деятельность РВК нужно финансировать на начальном этапе из бюджета РФ и отдельных компаний-учредителей, в перспективе - за счет средств, генерируемых реализованными проектами.



Источник: Стратегия versus программа/Нефть России, от 20.02.2009


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter