Lobbying.Ru Энергостроительство по гарантии

Энергостроительство по гарантии

Нана Суладзе (на фото)

НАНА СУЛАДЗЕ Руководитель Департамента по проектам в энергетической отрасли юридической фирмы "Вегас-Лекс" (по материалам доклада "Механизм госгарантирования инвестиций в электроэнергетике. Первый опыт реализации")

В условиях рыночной экономики частный инвестор ориентируется на окупаемость своей деятельности. И многие важные, с государственной точки зрения, проекты энергетического строительства оказываются слишком рискованными, тогда как реформа электроэнергетики подразумевает использование для данных целей именно частного капитала.

Помочь разрешению сложившейся ситуации был призван принятый Правительством РФ механизм гарантирования инвестиций (МГИ) в строительство объектов по производству электроэнергии. С целью реализации МГИ была разработана нормативная база, отобраны "проблемные" площадки, и определена необходимая мощность электростанций. Таких площадок всего шесть, и по трем из них с 2007 года уже проходят конкурсы.

Конечно, выводы делать рано, но уже сейчас налицо рост заинтересованности инвесторов в проектах с гарантиями возврата вложенных средств. Если механизм себя оправдает, то выиграет не только частный капитал, но и государство, разделившее с ним риски и получившее взамен решение проблемы дефицита генерирующих мощностей.

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики утверждена Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2008 года N215-р. Основная ее цель - обеспечение бесперебойного энергоснабжения потребителей и удовлетворение потребностей экономики страны в электрической и тепловой энергии, что невозможно без преодоления дефицита генерирующих мощностей.

В свою очередь, способствовать устранению дефицита мощностей должен Механизм гарантирования инвестиций (МГИ) при финансировании строительства объектов по производству электрической энергии. МГИ был утвержден Правительством РФ 7 декабря 2005 года (см. "Правовая основа МГИ", п. 1), однако реальное его использование началось только в 2007 году. По замыслу разработчиков, МГИ будет применяться в зонах, где трудно привлечь инвесторов без дополнительных гарантий возврата вложенных средств (см. "Утвержденный перечень площадок для строительства генерирующих объектов"). Всего с использованием МГИ планируется ввести в эксплуатацию целый ряд генерирующих объектов суммарной мощностью 5000 МВт.

Привлечь по принципу

Утвержденные Минэнерго РФ Правила (см. "Правовая основа МГИ", п.2) определяют ряд важных принципов привлечения инвестиций в строительство генерирующих объектов на условиях МГИ. Во-первых, прогнозирование уровня дефицита электрогенерирующих мощностей и определение потребностей в строительстве объектов будут носить плановый характер.

Во-вторых, МГИ обеспечивает возврат и необходимую доходность инвестированного капитала, гарантируя инвестору компенсацию расходов на строительство генерирующего объекта. В-третьих, МГИ устанавливает конкурсный характер отбора инвестиционных проектов, отдавая предпочтение строительству генерирующих объектов, осуществляющих производство электрической энергии с использованием новейших технологий.

Наконец, применение МГИ ограничено по срокам, объему мощностей и количеству мест размещения вводимых в эксплуатацию генерирующих объектов.

Конкурс кошельков

Выбор инвесторов для строительства генерирующих объектов происходит в соответствии с еще одним набором правил (см. "Правовая основа МГИ", п.3). Минэнерго проводит конкурс инвестиционных проектов по строительству генерирующего объекта на предварительно выбранной площадке, с заданными параметрами мощности и с установленным сроком ввода в эксплуатацию.

К участию в конкурсе допускаются любые российские и иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Министерство энергетики формирует конкурсную комиссию из представителей Минэнерго РФ, Минэкономразвития РФ, ФАС РФ, ФСТ РФ численностью 5-11 человек. При этом, организатор конкурса и конкурсная комиссия вправе привлечь экспертов на любом этапе с целью сопровождения конкурса и обеспечения обоснованного принятия решений.

На первом этапе осуществляется оценка участников на соответствие предварительным квалификационным требованиям, приведенным в закрытом перечне. Рассматривается финансовая устойчивость компании на основе требований к уставному капиталу, соотношения общих и заемных средств и основных финансовых показателей за 3 предшествующих года. В конкурсной документации может быть установлен факультативный перечень документов, предоставляемых участником по его желанию.

На втором этапе осуществляется выбор инвестиционного проекта, состоящего из технического предложения в отношении характеристик и порядка строительства генерирующего объекта. В состав инвестпроекта входит также финансовое предложение, устанавливающее величину ежегодной платы за оказание услуг по формированию перспективного технологического резерва и предлагаемую формулу расчета тарифа на электрическую энергию, если в качестве основного топлива используется газ. Если планируется использование иных видов топлива (угля, мазута, гидроресурсов, ядерного топлива), то участник вносит предложение о размере тарифа на электрическую энергию.

Важно также отметить, что мощность генерирующего объекта не может быть ниже установленной для участников оптового рынка электроэнергии (25 МВт), так как с момента ввода объекта в эксплуатацию исполнитель инвестпроекта получает статус субъекта оптового рынка.

Среди инвестиционных проектов, удовлетворяющих условиям конкурса, отбирается проект с наименьшей стоимостью. При этом, стоимость проекта определяется в результате деления прогнозной валовой выручки от оказания услуг по формированию перспективного технологического резерва и продажи электрической энергии на величину прогнозного совокупного объема произведенной электрической энергии, рассчитанного на срок оплаты услуг по формированию перспективного технологического резерва с учетом определенной условиями конкурса ставки дисконтирования.

Порядок расчетов

По итогам конкурса Инвестор, "СО ЕЭС" и Минэнерго заключают трехсторонний договор об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии. Проект Договора - неотъемлемая часть конкурсной документации. В силу гражданско-правовой природы Договора, окончательный вариант стороны разрабатывают совместно, что позволяет инвестору учесть в договоре принципиальные для него вопросы.

Договор определяет обязательства сторон. Так, инвестор обязуется осуществить строительство и ввод в эксплуатацию объекта в течение установленного срока, а "СО ЕЭС" - компенсировать инвестору его расходы на строительство в течение определенного Договором срока, но не ранее ввода генерирующего объекта в эксплуатацию.

Строительство каждого генерирующего объекта на условиях МГИ становится предметом отдельного инвестиционного проекта, при этом его реализация осуществляется инвестором за счет собственных или привлеченных средств. Возврат средств реализован в форме платы за услуги по формированию перспективного технологического резерва, осуществляемой до окончания срока действия Договора. Оплата услуг и возмещение исполнителю затрат в сфере электроэнергетики, размер которых не зависит от объема производства, потребления и поставки электрической энергии, осуществляются также на основании Договора.

Оплата услуг производится с учетом фактического выполнения исполнителем инвестпроекта обязательств по поддержанию генерирующих объектов в состоянии готовности к выработке электрической энергии в течение всего периода времени, определенного Договором. При этом учитываются порядок и условия планирования и ведения Системным оператором электроэнергетических режимов Единой энергосистемы России, вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электроэнергетики, а также работы оптового рынка электрической энергии.

В случае неисполнения возложенных обязательств, причитающаяся исполнителю инвестпроекта плата за услуги уменьшается пропорционально разнице между периодом, определенным условиями Договора, и фактическим периодом готовности генерирующего объекта к производству электроэнергии. При этом, для расчета размера платы в часы максимума нагрузок применяется штрафной коэффициент, установленный правилами проведения конкурсов.

Таким образом, МГИ гарантирует возврат вложений инвестора, но после завершения строительства объекта. Фактически, после ввода объекта в эксплуатацию в установленный Договором срок инвестору компенсируется разница между сложившейся на рынке ценой электроэнергии и ценой, необходимой для окупаемости проекта. Требуемые же для этого средства включаются в тариф Системного оператора в виде дополнительной платы за мощность, Первый опыт

В настоящее время объявлены конкурсы по трем площадкам; в районе подстанции Тарко-Сале Тюменской энергосистемы мощностью 1000-1200МВт, в районе Уренгойской ГРЭС в Ямало-Ненецком автономном округе мощностью 1000-1200МВт и в районе Серовской ГРЭС в Свердловской области мощностью 600-660МВт. На условиях МГИ планируется привлечь 141 млрд. руб. инвестиций и обеспечить ввод новых мощностей в 2010-2013 годах.

В октябре 2007 года состоялся первый этап конкурса на строительство подстанции в Тарко-Сале, по итогам которого во второй тур вышли "РН-Пурнефтегаз", "Северная энергетическая компания", "Сибур-Тюмень-Газ" и ОГК-3. Участники конкурса должны были до 7 апреля 2008 года представить инвестиционные проекты.

Так или иначе, уже сейчас можно констатировать интерес инвесторов к проектам, где государством предоставлена возможность использования МГИ как способа снижения рисков. В настоящее время профильные ведомства рассматривают возможность распространения МГИ и на сетевой комплекс, но. если соответствующее решение будет принято, возникнет необходимость внесения изменения в нормативную базу, а это - достаточно длительный процесс.

***

ПРАВОВАЯ ОСНОВА МГИ

1) Постановление Правительства РФ от 07.12.2005 г. N738 "О порядке формирования источника средств на оплату услуг по формированию технологического резерва мощностей по производству электрической энергии и финансирования объектов по производству электрической энергии в целях предотвращения возникновения дефицита электрической мощности"

2) Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 28.06.2006г. N 136 "Об утверждении правил определения величины необходимой установленной генерирующей мощности генерирующих объектов, вводимых в эксплуатацию по результатам конкурса инвестиционных проектов на формирование перспективного технологического резерва мощностей, а также территориального расположения указанных генерирующих объектов, сроков их создания и ввода в эксплуатацию"

3) Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 29.06.2006г. N 137 "Об утверждении правил проведения конкурсов инвестиционных проектов на формирование перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии"

***

Механизм гарантирования инвестиции обеспечивает возврат вложений инвестора, но после завершения строительства объекта. Фактически, после ввода объекта в эксплуатацию в установленный Договором срок инвестору компенсируется разница между сложившейся на рынке ценой электроэнергии и ценой, необходимой для окупаемости проекта.

Источник: Энергостроительство по гарантии/Нефтегазовая вертикаль, от 15.08.2008


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter