Lobbying.Ru В пользу природе - не в ущерб себе

В пользу природе - не в ущерб себе

Природа до реальзации Киотского протокола (на фото)

В июне в Москве состоялась III Международная конференция "Россия и Киотский протокол - 2008". Это один из крупнейших форумов, посвященных реализации положений данного международного документа. В его работе приняли участие представители органов государственной исполнительной и законодательной власти, бизнес-сообщества, отечественные и зарубежные ученые, эксперты в сфере нефтегазового рынка и экологии и т.д.

Глобальные проблемы - через глобальное участие

Конференция проходила в информационно-выставочном центре "Инфо - Пространство". Ее открыл глава Совета Федерации Сергей Миронов. По его мнению, антропогенное воздействие является не единственным фактором, влияющим на изменение климата, однако его масштабы таковы, что реализация Киотского протокола не только оправдана, но и необходима. Спикер также разделяет тревогу ученых в отношении возможного глобального похолодания в середине текущего века, которое может прийти на смену имеющему сегодня место потеплению. Оправдается этот прогноз или нет, но сейчас человечеству нужно, считает С. Миронов, объединиться для снижения вредного влияния на природу в результате промышленной и хозяйственной деятельности. Реализация Киотского протокола - одна из самых действенных мер в данном направлении.

Любопытен факт, приведенный спикером в его выступлении: три четверти российских граждан опасаются экологических катастроф наравне с террористическими актами. Столь сильно они обеспокоены сегодняшним состоянием окружающей среды!

Как улучшить экологическую обстановку? Необходимо участие в этом процессе всех государств мира. Задачей же России является не только выполнение взятых на себя обязательств, но и активное формирование глобальной экологической политики, отстаивание своих законных интересов и прав применительно к Киотскому протоколу и Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В частности, требуется улучшить государственную систему оценки и регистрации эмиссии парниковых газов. Это поможет доказательно обосновать объем национальной квоты и участие страны в соглашении в качестве международного "экологического донора". Такой подход, по мнению С. Миронова, обеспечит привлечение дополнительных инвестиций.

Наконец, должна быть адекватно оценена роль российских лесов как зеленого пояса планеты. Тайга Сибири и джунгли Амазонки - два глобальных источника кислорода, поглощающих углекислый газ во всемирном масштабе. Данное обстоятельство предполагает предоставление определенных преференций, чего для России пока не сделано. Руководство государства намерено поставить этот вопрос на предстоящем саммите "Большой восьмерки". Тогда же планируется обсудить проблему уменьшения поверхности пресных вод, происходящего из-за глобального потепления. Сегодня нет ни одного международного соглашения на данный счет. Между тем, в некоторых регионах мира пресная (читай - питьевая) вода уже стоит дороже бензина.

В России вопросы экологии выходят на первый план. Вступили в действие Лесной и Водный кодексы, разрабатывается Экологический. В 2007 - 2008 гг. приняты правовые акты, касающиеся так называемых проектов совместного осуществления (ПСО) в рамках реализации Киотского протокола.

На территории ряда субъектов Федерации уже высаживаются "леса Киото". Российские эксперты активно работают в секретариате Рамочной конвенции ООН об изменении климата и в межпарламентской Ассамблее стран СНГ, которая ведет деятельность по трем направлениям: энергетике, эффективному управлению энергоресурсами и изменению климата. По инициативе Совета Федерации эта ассамблея, возглавляемая С.Мироновым, разработала ряд модельных экологических законов, которые должны действовать на всей территории СНГ. Очередная задача - законодательное обеспечение применения чистых технологий и его поощрение путем льготного налогообложения.

Возвращаясь собственно к Киотскому протоколу, стоит отметить, что данный документ заложил подходы к решению многих экологических проблем. В настоящее время ведутся дискуссии о выполнении его условий странами-участниками и о подготовке "посткиотского" соглашения. Эти темы обсуждались на недавних международных встречах в Бонне, Сиднее и на о. Бали. Взаимосвязь экономики, энергетики и климата станет приоритетным вопросом на предстоящем в скором времени форуме в Японии.

Как известно, срок действия Киотского протокола истекает в 2012 г. Во многом он оправдал себя, но некоторые его аспекты остались неохваченными. Так, международному сообществу не удалось обеспечить регулирование 100% мировых антропогенных выбросов парниковых газов. За рамками киотского процесса остались три крупнейших эмитента СО2 - США, Индия и Китай. Присоединиться к протоколу они уже опоздали, но в посткиотском соглашении вполне могли бы участвовать. И этого следует добиваться, тем более что накопленных в организационном фонде средств явно недостаточно для адекватной реакции на изменение климата.

Хорошо бы также создать систему мониторинга и прогнозирования климатических изменений. Эта идея находит поддержку у многих стран. Такая система позволила бы предупреждать опасные явления и техногенные катастрофы. Возможно создание международной службы спасения, а также глобальных резервов на случай чрезвычайных происшествий. Наглядный пример - недавнее землетрясение в Китае и несколько позднее - в Японии. Правда, мировое сообщество отреагировало на оба этих катаклизма достаточно быстро: почти сразу начался сбор средств для помощи пострадавшим. Но, когда случается несчастье, люди не могут ждать даже такой короткий срок: им немедленно нужны медикаменты, защита от дождя и снега, продукты питания и т.д. Такую оперативность могут обеспечить лишь система глобальных резервов и международная служба спасения. Нечто подобное имеется у России. Наши подразделения МЧС располагают всем необходимым для оперативной реакции на любое бедствие в любой точке страны. Данный опыт можно обобщить, распространить на другие государства, объединив их ресурсы в единый мировой резерв.

Приоритет - чистым технологиям

Как отмечалось на конференции, в мире растет спрос на международные квоты на эмиссию парникового газа. Но ограничиваться лишь их торговлей, по мнению участников форума, не стоит. Рынок рынком, но улучшится ли экологическая ситуация - ведь количество выбросов не уменьшится, а лишь перераспределится? Гораздо эффективнее может оказаться применение чистых технологий. Однако они должны стать более доступными для участников Киотского протокола. А для этого необходимо создать определенные механизмы, обеспечивающие их разработку и внедрение.

В том же ряду задач - повышение энергоэффективности оборудования и техники. Эта проблема особенно актуальна для России, где данный показатель меньше среднемирового в 2,3 раза. Вместе с тем, как следует из доклада заместителя председателя Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Александра Лоторева, потенциал энергосбережения в РФ оценивается в 40% от текущего потребления энергии. Из них две трети приходится на энергоемкие отрасли, включая ТЭК, и около четверти - на ЖКХ. Повышение энергоэффективности равнозначно уменьшению выбросов, так что Киотский протокол, по сути, требует от нашей страны внедрения новых энергоэффективных технологий. Это положительно скажется не только на энергетической безопасности, но и на качестве окружающей среды и социальной сфере.

Еще в 2005 г. правительство РФ инициировало разработку комплексного плана по выполнению требований Киотского протокола, для чего была даже создана специальная межведомственная комиссия. Но больших успехов она не добилась. Лишь в 2007 г. постановлением правительства введен в действие документ "О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата". В начале 2008 г. Минэкономразвития выпустило ряд приказов, регламентирующих проекты совместного осуществления, распространяющихся и на торговлю квотами. В результате всех этих мер наконец-то создана полная нормативно-правовая база в данной сфере.

В настоящее время политика сокращения выбросов проводится уже в десятках регионов РФ, включая нефтегазодобывающие - в Архангельской, Новосибирской, Иркутской областях. Одновременно привлекаются инвестиции в ПСО. Растет интерес инвесторов к этим субъектам федерации. Однако успокаиваться рано. Реализация Киотского протокола тесно связана с внедрением экономических механизмов охраны окружающей среды, включающих плату за ее загрязнение. Также предусматривается экологическое страхование. Но для организации этих процедур на практике необходимо скорейшее принятие соответствующих федеральных законов.

Правда, кое-что в этом отношении уже сделано. Так, Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды подготовил ряд законопроектов, в том числе по экологическому страхованию, внесены поправки в законы о бытовых отходах, изменено определение понятия "современные существующие технологии" и прочее. В нынешнем году планируется полностью завершить формирование пакета проектов правовых документов, которых недостает для реализации Киотского протокола в полном объеме.

Предстоит также отрегулировать нормативно-правовую базу в рамках реализации Закона "О техническом регулировании". Здесь подразумевается в первую очередь принятие ряда технических регламентов, в том числе и применительно к автомобильному топливу. Указанный документ вот-вот увидит свет. Находятся в разработке и санитарно-гигиенические нормативы выбросов.

По мнению экспертов, в числе первоочередных мер необходимо, во-первых, повысить статус вышеупомянутой межведомственной комиссии, включив в ее состав представителей Федерального Собрания, субъектов РФ, а также промышленности, науки и общественных организаций. Во-вторых, надлежит обеспечить бюджетное финансирование природоохранных мероприятий. В-третьих, следует пересмотреть комплексный план реализации Киотского протокола и принять соответствующую федеральную целевую программу. В-четвертых, нужно конкретизировать обязанности каждого федерального органа исполнительной власти применительно к положениям Киотского протокола. Наконец, в-пятых, требуется позаботиться о законодательной базе, об экономических и организационных механизмах процесса на период после 2012 г., так как такая подготовка займет не один год.

Упущенную выгоду вернут инвестиции

По прогнозам представителя Минэкономразвития Олега Плужникова, реализация Киотского протокола будет идти по нарастающей. В настоящее время в министерство подано уже 10 заявок, и это несмотря на то, что в нашей стране только-только приступили к их приему и рассмотрению. Ожидается, что число заявителей достигнет как минимум 100 - 150. Они представляют самые различные отрасли промышленности. В принципе, уже можно рассматривать и реализовывать конкретные проекты, так как российский реестр для учета единиц выбросов и все остальные аналогичные институты прошли экспертную проверку независимых аудиторов и получили положительную оценку.

Все взятые Россией обязательства выполняются, в результате чего снижается нагрузка на климатическую систему. Правительство РФ намерено проводить все более жесткую экологическую политику и повышать энергоэффективность. Для этого планируется к 2011 г. поднять внутренние цены на газ до мирового уровня, что подвигнет энергопотребителей к внедрению сберегающих технологий. Аналогичные действия, то есть отказ от перекрестного субсидирования, предполагаются в электроэнергетике и других отраслях ТЭК.

В то же время разрабатываются экономические стимулы для предприятий, идущих по пути экономии энергии, и для заводов, производящих соответствующее оборудование. Им будут предоставляться налоговые льготы и другие финансовые преференции. До 1 октября 2008 г. правительство намерено принять соответствующую программу по энергоэффективности.

Не меньшее внимание уделяется и возобновляемым источникам энергии. В настоящее время Министерство энергетики готовит нормативные акты, цель которых - увеличить производство альтернативной энергии настолько, насколько позволяет потенциал, то есть в разы.

Как видим, Киотский протокол "расшевелил" Россию. Намечены либо уже внедряются инновации в политику, экономику и производство. Более открытой становится ранее недоступная информация. Так, благодаря "проектам Киото" точнее определились масштабы сжигания попутного нефтяного газа. Началась активная борьба с утечками из газораспределительной сети.

Форум показал, что российский бизнес доверяет правительству и разделяет его экологическую политику. Так, одно из уральских предприятий в рамках реализации Киотского протокола перевело свои сталеплавильные печи с угля на метан. Производство стало гораздо дороже, но выиграла экология, а инвестиции, конечно же, вернутся - это гарантирует международный договор. Там же, на Урале, а именно в Челябинске, заявлен другой проект, позволяющий сократить выбросы на 16 млн т. Общероссийская квота, ограниченная, как известно, объемом в 300 млн т, считают аналитики, вся будет выбрана, то есть Киотский протокол Россия реализует на своей территории полностью. Этот же документ позволит довести уровень утилизации ПНГ с сегодняшних 80 до всех 100%. Так что выгода налицо...


Источник: В пользу природе - не в ущерб себе//Нефть России, 12.08.2008


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter