Lobbying.Ru О лоббизмеЕженедельные прогнозы ЦентраАрхив статей по теме: "Еженедельные прогнозы Центра"Исследование: «Отраслевое лоббирование в РФ на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники»

Исследование: «Отраслевое лоббирование в РФ на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники»

«Отраслевое лоббирование в Российской Федерации на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники» является второй научно-исследовательской работой Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, в которой ее авторы поставили перед собой цель всесторонне рассмотреть систему взаимодействия отраслевых и корпоративных структур в профильных органах государственной власти.
 
Табачная отрасль во всем мире является одной из самых сложных с точки зрения продвижения интересов в органах государственной власти. Это ее особенность определяется следующими причинами:
• Наличие системных оппонентов в государственной среде, к коим относятся чиновники из системы здравоохранения, надзора за правами потребителей и пр.
• Наличие системных оппонентов в общественной и корпоративной  среде, к коим относятся экологические и правозащитные организации, религиозные и потребительские группы, товарные рейдеры, а также  страховые и фармацевтические компании.
• Наличие политиков-популистов, которые стремятся заработать внимание масс, эксплуатирую популярную потребительскую тематику.
• Сложность поиска политических сторонников: политики не любят поддерживать товары «группы риска», опасаясь потерять голоса  избирателей.
• Наличие «псевдопротивников»: политических и общественных деятелей, выдающих себя в публичном поле за противников отрасли, но в реальности афилированных с компаниями-производителями товаров «группы  риска» и преднамеренно тормозящих принятия инициатив, ограничивающих отрасль.

Помимо вышеназванных общих проблем табачная отрасль в России имеет и свои уникальные особенности:
• Табачная отрасль России на более чем 80% представлена иностранным капиталом, что существенно ограничивает ее возможности во взаимоотношениях с профильными органами государственной власти. Финансовые потоки табачных компаний не только находятся под жестким контролем и проходят чреду всевозможных внутренних согласований, но и проверяются международными аудиторскими компаниями.
• Большинство табачных  компаний вынуждены следовать не только российским законам, но и нормам американского и европейского права в контексте детального раскрытия информации при оказании влияния на политических деятелей. Опыт компании «Сименс» является наглядным примером таких ограничений.
• Несмотря на небольшое количество крупных игроков табачного рынка, внутриотраслевые противоречия начала 2000-х годов привели к тому, что на сегодня отраслевые интересы практически не консолидированы в единой отраслевой организации, что, безусловно, влияет на эффективность реализации общих интересов.
• Противники табачной отрасли впервые в истории получили серьезную финансовую поддержку своих инициатив. В 2006 году мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг организовал фонд Bloomberg Initiative, основной задачей которого является борьба с курением в странах с переходной экономикой. К 2013 году фондом будет выделено 500 млн. долларов для борьбы с курением в развивающемся мире.
 
Все перечисленные выше особенности существенно ограничивают возможность продвижения отраслевых интересов в органах государственной власти, заставляя специалистов по GR изобретать изящные стратегии и комбинации. Существенная часть работы авторского коллектива исследования, которая длилась около 6 месяцев, в том числе заключалась в детальном разборе этих комбинаций: анализе нормативно-правовых и корпоративных документов, изучении стенограмм, сопоставлении высказываний и пр.

Работа состоит из четырех разделов.
В первом разделе «Субъекты лоббистской деятельности в табачной отрасли РФ» выделен, проанализирован и классифицирован полный круг акторов в табачной отрасли РФ, систематически оказывающих лоббистское давление на органы государственной власти (объекты воздействия) с целью принятия выгодных для себя политический решений.
Во втором разделе «Объекты лоббистской деятельности в табачной отрасли РФ» выделен, проанализирован и классифицирован полный круг институциональных объектов воздействия в табачной отрасли РФ, от которых зависит принятие политических решений, отражающихся на функционировании отрасли.
В третьем разделе «Предмет лоббистской деятельности в табачной отрасли РФ» выделен, проанализирован и классифицирован полный круг политических целей в табачной отрасли РФ, которые ставят перед собой лоббисты отрасли при реализации своих интересов в органах государственной власти РФ.
В заключительном четвертом разделе «Практикум по лоббизму в табачной отрасли РФ» приводятся наиболее заметные лоббистские кампании последнего времени в табачной отрасли России.

Авторский коллектив исследования:
Толстых Павел Александрович - руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, к.п.н., доцент Государственного университета - Высшая школа экономики.
Власова Ирина Вячеславовна - аналитик Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти.

Дополнительные материалы:
Содержание работы можно посмотреть здесь.
Вступительное слово к работе посмотреть здесь.

Работа адресована специалистам по связям с органами государственной власти, чиновникам и депутатам, представителям СМИ и общественности, а также научному сообществу.

Стоимость работы составляет 50 тыс. руб. + налоги.

По вопросам приобретения доклада обращайтесь по телефону (495)772-95-90 доб. 2318, +7-495-7443421 или по адресу anna@lobbying.ru.

Информация для редактора:
1. За дополнительной информацией и комментариями обращайтесь, пожалуйста, в Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти  к Анне Пустовойтовой (anna@lobbying.ru).
2. Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти – является ведущим научно-исследовательским и консалтинговым институтом в России в области профессионального лоббирования (lobbying), связей с органами государственной власти (government relations) и социальной ответственности бизнеса (corporate social responsibility).
www.gr-center.ru



Источник: Lobbying.ru


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.17001795768738