Владимир Аксенов, независимый консультант

Владимир Аксенов (на фото), независимый консультант

Российский профессиональный портал о лоббизме и GR Lobbying.ru продолжает публиковать выдержки из интервью с самыми известными специалистами в области связей с органами государственной власти. Итогом этой работы будет книга «Мой путь в GR: интервью с самыми известными специалистами по связям с органами государственной власти», издание которой запланировано на 2010 год.

Я представляю поколение первых отечественных лоббистов, многие из которых и сейчас эффективно работают в бизнесе.

Я закончил МГИМО. Работал двадцать лет в МИДе. В начале 90-х годов, когда рухнул Советский Союз, и открылись новые возможности, я стал искать работу в российском представительстве какой-нибудь испанской или французской компании, поскольку хорошо владел этими языками, но совершенно случайно попал в одну из первых команд американской «Coca-Cola». Нас было всего десяток сотрудников в то время. Мы начинали работу в офисе «Макдоналдса» в центре Москвы. Генеральным директором был Крейг Кохон - молодой динамичный американец, сын старшего вице-президента «Макдоналдса», который и привел эту компанию в Россию. К.Кохон говорил, что если к сорока годам не получит Нобелевскую премию, то будет считать, что проживет жизнь зря. Нобелевскую премию он так и не получил, но до сих пор прекрасно себя чувствует.

При моем участии открылся первый завод «Cоcа-Cоla» в Солнцеве. Приходилось разрешать самые разные ситуации, начиная с уровня префектуры и заканчивая президентской администрацией. Однажды, в 1993 году на фоне очередных финансовых проблем, проходило заседание российского Совета Безопасности, которое показали по всем основным мировым телеканалам. За столом сидели Б.Ельцин и другие лидеры страны, а перед каждым из них стоял набор из трех бутылок «Cоcа-Cоla». Члены Совбеза обсуждали пути выхода из создавшейся ситуации, и картинка с напитками была показана по всему миру. Мои коллеги потом писали: «Ну, ты даешь! В Кремль попал!». Для нас это было большое событие.
«Cocа-Cоla» дала мне хорошую школу. Cейчас «Cоcа-Cоla»   во многом изменилась. Раньше ни я, ни мой начальник не могли выступить с заявлением для прессы, не согласовав это с руководством в Атланте или Осло, где находилась тогда региональная штаб-квартира компании. Когда через два с половиной года я перешел в BАТ (British American Tobacco), то увидел, что там совершенно другие правила – конечный рынок действительно решал основные вопросы. В BAT придавалось большое значение российским проблемам, но с учетом глобального видения проблемы.

Последний год я работал консультантом в российском подразделении  компании «Ernst & Young». Занимался разными вопросами, связанными с деятельностью иностранных инвесторов в России, в том числе по вопросам Совета по иностранным инвестициям, состоящего из тридцати компаний, которые взаимодействовали с российским правительством по различным проблемам улучшения инвестиционного климата в стране. Был старшим партнером в российском офисе компании «ЕРРА - Европейские консультанты» со штаб-квартирой в Брюсселе. И параллельно «для души» являлся президентом двух ассоциаций – «Ассоциации рекламодателей» и «Лиги по защите потребительского рынка от некачественной продукции». И «Ассоциация» и «Лига» цивилизованным путем отстаивают интересы бизнеса в органах государственной власти. К слову сказать, «Закон о лоббизме», сторонником которого я всегда был, так, к сожалению, и не принят до сих пор.

В идеале профессиональный лоббист – это уравновешенный, спокойный человек, обладающий, я бы сказал, природной мудростью. Желание учиться, умение работать в команде, доверие к коллегам, способность делегировать и терпимость к ошибкам подчиненных – важные личностные свойства профессионального лоббиста. В лоббизме необходима очень мощная команда, которая совместно анализирует ситуацию, генерирует идеи, и на их основе готовит документы. «Продвигает» же эти идеи, как правило, один человек - вице-президент по GR, с одной стороны, вовлеченный в принятие бизнес-решений, с другой, - понимающий, как функционируют органы государственной власти.

«Джиарщик» должен иметь широкий кругозор и высокий интеллект, быть специалистом во многих вопросах, хотя он и не обязан во всем глубоко разбираться. Для того чтобы на равных разговаривать с депутатами и сенаторами, необходимы факты и цифры, а не «красивые глаза». Лоббист должен хорошо знать предмет переговоров, а не только быть тем, кто «платит за обед». А для того, чтобы убедительно выглядеть, необходимо знать как можно больше о том, о чем говоришь. В органах государственной власти надо показывать в первую очередь то, чем интересен данный проект для российского потребителя, а не для бизнеса.

Специфика образования лоббиста, по большому счету, не имеет значения, но чаще здесь работают люди с гуманитарным образованием. Также не обязательно иметь опыт работы на госслужбе. Важно знать иностранный язык, если специалист представляет интересы иностранной компании, и хорошо владеть русским языком, чтобы грамотно писать деловые письма. Ведь, если написать официальное письмо с ошибками в имени и отчестве адресата (а такое  бывает), то это уже недопустимо. Я всегда придавал большое значение деталям. Отрабатывал до мельчайших деталей все варианты. Мне нравилось проводить такие мозговые штурмы, когда обсуждались, на первый взгляд, самые нелепые вопросы и детали, которые в процессе дискуссии отсеивались, и совершенно логично вырисовывалась ясная картина, как надо действовать.

Лоббисту, естественно, нужна информация, которая черпается в основном из СМИ и общения с людьми. Необходимо знать как можно больше людей из той сферы, в которой работаешь. Это и чиновники, и депутаты, и журналисты, и коллеги по цеху, а также и конкуренты, к которым, кстати, надо относиться с уважением. Но стоит учитывать, что круг общения создается не ради общения, а ради понимания проблематики происходящего в отрасли.  В то же время, «магия лоббизма» заключается в возможности общения с людьми, оставаясь при этом «серым кардиналом».
Что же касается отношения к нашей работе внутри компании, то, конечно, далеко не все понимают специфику нашей «кухни». Считается, что специалисты по связям с органами государственной власти ходят по ресторанам и «тусовкам». А ведь участие в мероприятиях, «торговля лицом», зачастую, становится одним из способов решения проблемы.

Мой опыт показывает, что лучше, когда специалист растет внутри команды, и в процессе работы происходит естественный отбор. Так формируются настоящие профессионалы. Достаточно редко в нашу команду приходили люди с параллельных позиций из других компаний. Сейчас в стране уже целая плеяда достаточно молодых, но уже опытных специалистов по взаимодействию с органами государственной власти. Они эффективно работают в бизнесе. Хочу отметить Сергея Глушкова (вице-президент по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти PepsiCo Russia), Ларису Иноземцеву (директор по корпоративным вопросам Mars), Анну Козловскую (директор по внешним связям и коммуникациям Соса-Соlа). Есть и другие талантливые ребята. Всех перечислять не буду, а то облегчу работу «хэдхантерам».

См. также в этой связи:
Интервью с Бабаевым Кириллом Владимировичем, старшим вице-презтдентом холдинга Altimo
Интервью с Даниилом Бриманом, вице-президентом по корпоративным вопросам пивоваренной компании «Балтика»
Интервью с Михаилом Дворковичем, Председателем Совета директоров Коммуникационной группы "ПРЕСС ХОЛЛ"
Интервью с Калинским Олегом Игоревичем, председателем совета директоров компании "Алкоа металлург рус"



Источник: Толмачева Ирина, "Работа штучная (наброски мыслей, или цитатник начинающего лоббиста)"//Lobbying.ru


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter