Lobbying.Ru Авиатарифы хотят слегка приземлить

Авиатарифы хотят слегка приземлить

Игорь Артемьев (на фото) Глава ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена запретить авиаперевозчикам продавать билеты по низким тарифам, но без возможности возврата денег в случае отказа от полета. Авиакомпании и аналитики не понимают, как службе удастся это сделать: формально все крупнейшие авиакомпании не продают "невозвратных" билетов, а просто высчитывают максимально разрешенные 25% штрафа в случае возврата билета, исходя из более высокого тарифа.

ФАС сообщила, что провела анализ деятельности авиаперевозчиков на внутренних линиях. Служба "обеспокоена ситуацией, сложившейся в системе формирования цен на авиаперевозки". ФАС обнаружила, что тарифная политика перевозчиков сложна и не слишком прозрачна, а сами они недостаточно ясно информируют пассажиров о структуре тарифов и итоговой стоимости перевозки.

"Особое внимание обращает на себя практика применения "невозвратных" билетов (билетов, приобретаемых по более низкому, не подлежащему возврату тарифу)",— говорится в сообщении ведомства. Служба указывает на ст. 108 Воздушного кодекса, по которой пассажир при отказе от перелета более чем за 24 часа до рейса имеет право на полную компенсацию суммы, уплаченной за билет, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок. Но даже при отказе позже этого срока авиаперевозчик имеет право удержать с пассажира не более 25% суммы. Те же нормы установлены и правилами формирования и применения тарифов, утвержденными Минтрансом. Практика применения невозвратных билетов противоречит обоим этим документам, резюмирует ФАС.

О том, что ФАС собирается бороться с невозвратными тарифами, глава ведомства Игорь Артемьев заявил еще в июле прошлого года, когда служба начала анализ рынка авиаперевозок. Теперь служба предписала авиакомпаниям предоставлять пассажирам полную информацию обо всех тарифах и условиях их применения, всех видах сборов и порядке их установления, а также о порядке возврата средств. Также служба потребовала прекратить практику продажи билетов по тарифам, исключающим возврат в случае добровольного отказа пассажира от перевозки. Авиакомпании должны до 30 апреля сообщить о принятых мерах.

Представители всех крупнейших российских авиакомпаний, в том числе "Аэрофлота" и "Трансаэро", вчера сообщили "Ъ", что все их правила применения тарифов и договоры воздушной перевозки согласованы с Воздушным кодексом, и "безвозвратных" билетов компании не продают. Гендиректор "Ютэйра" Андрей Мартиросов пояснил "Ъ", что формально невозвратных билетов сейчас не продает вообще никто — просто 25%, удерживаемые с пассажира после истечения полного срока, высчитываются не от тарифа, по которому покупался билет, а от "нормального тарифа экономического класса", который существенно дороже льготных. В сообщении ФАС детального описания, как служба собирается контролировать "невозвратные" тарифы, формально соответствующие Воздушному кодексу, не говорится. Мобильный телефон замглавы службы Анатолия Голомолзина вчера не отвечал, а и. о. руководителя управления контроля транспорта и связи ФАС Дмитрий Рутенберг находился в больнице.

Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отмечает, что формулировки ФАС недостаточно четки для того, чтобы понять, как служба намерена заставить авиакомпании отказаться от невозвратных тарифов. "Скорее всего, сначала последует длинная переписка с уточнением спорных вопросов, а окончательно вопрос будет решаться в судах",— считает эксперт. Но если службе удастся ограничить эту практику, авиакомпании серьезно пострадают, уверен господин Пантелеев. Андрей Мартиросов уверен, что прежде всего ситуация ударит по low-cost-авиакомпаниям: у традиционных сетевых перевозчиков доля "условно невозвратных" билетов невелика — например, у "Ютэйра" это 5-10%. Но гендиректор Sky Express Марина Букалова уверяет, что и у ее компании безвозвратных тарифов нет, а возврат 25% цены высчитывается из стоимости каждой конкретной перевозки. Зато согласно Федеральным авиационным правилам Sky Express берет с пассажиров разовый сбор за процедуру возврата билета, добавляет госпожа Букалова. По ее мнению, инициатива ФАС крупные компании фактически не затронет. Олег Пантелеев соглашается с ней, отмечая, что глубина основных продаж российских авиакомпаний с начала кризиса и так снизилась до двух-трех недель. Впрочем, если ФАС действительно прекратит практику продажи невозвратных билетов в том виде, в каком она существует сейчас, авиакомпании просто пропорционально повысят цены по всей тарифной сетке, заключает господин Пантелеев.


Источник: Петр Мироненко // Газета «Коммерсантъ» № 59 (4359) за 06.04.2010


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter