Lobbying.Ru О лоббизмеПубликации о лоббизме и Government RelationsЛоббизм и Government RelationsПавел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти

Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти

Павел Толстых (на фото), Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти

13 мая на площадке Российского PR-портала состоялась онлайн-конференция Павла Александровича Толстых, руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, сопредседателя комитета РАСО по GR. В данной статье представлены выдержки из его интервью «Развитие технологий лоббизма и GR: новые направления деятельности в рамках РАСО» в рамках данной Конференции.

GR - коммуникация, которой пользуется привилегированный круг людей. А как, скажите, попасть в этот круг? Если есть профессиональный опыт в других типах коммуникаций и проведение разных массовых мероприятий, а вот без участия власти что-то решить не можешь. Как же позвать на помощь хорошего GR-специалиста? Вам не кажется, что на периферии роль GR-профи играют народные депутаты?
Ваш вопрос можно переформулировать следующим образом «Как стать успешным GR-специалистом и правда ли что бывшие чиновники (в частности, народные депутаты) самые успешные лоббисты?».

Начнем с определения.

GR-специалист (специалист в области government relations) - наемный сотрудник компании, отвечающий за сопровождение ее деятельности в органах государственной власти, представляющий интересы компании в политической среде, отслеживающий возможные угрозы для компании от деятельности профильных политических стейкхолдеров, реализующий комплекс специальных мер, чтобы предотвратить реализацию этих угроз, а также ищущий потенциальные возможности для компании через ее участие в политических действиях.

Для меня профессионализм любого специалиста по связям с органами власти (не обязательно джиарщика) определяется следующими критериями:

Первое. Мониторинг: возможность отслеживать важную для компании информацию в профильных органах государственной власти в момент «зарождения идей». Информацию важно иметь как можно раньше, а не когда она процесс межведомственных согласований и тем более формализована в юридический документ. Для реализации этой функции от джиарщика требуется простая веешь - понимать интересы компании в контексте принятия государственных решений, понимать профильных для компании государственных стейкхолдеров, понимать процесс принятия и согласования (в том числе неформальное) политических решений в контексте деятельности компании и последнее – иметь доступ к внутриведомственной информации, которая может отражаться на деятельности компании.

Второе. Донесение информации: возможность активного донесения информации, подготовленной в компании до профильного чиновника/депутата с целью учета подготовленных позиций готовящемся документе и/или в выработке политических решений.

Третье. Влияние: активное влияние, корректировка позиций профильных органов государственной власти в интересах компании. Это высший пилотаж. Для этого необходимо глубоко понимать корпоративные интересы профильных ФОИВов, иметь активные контакты в аппарате Правительства и Администрации Президента, глубоко понимать внутреннюю кухню (межведомственные конфликты, биографии, кланы и пр.).

Разобравшись тезисно, с тем кто такие джиарщики, чем они занимаются и как определяется их эффективность можно перейти к первой части Вашего вопроса относительно бывших чиновников. Правда ли что бывшие чиновники (депутата) – самые эффективные лоббисты? И да и нет. Я могу перечислить целый ряд профессионалов, которые не имели опыта работы на госслужбе и при этом эффективно реализуют интересы своих компаний в государственной среде – Олег Мозгунов (главный джиарщик Базового элемента), Денис Гудым (Интел), Алексей Ким (Филипп Морис), Павел Ершов (Микрософт) и др. И при этом есть много случаев, когда в прошлом самые даже высокопоставленные чиновники не справлялись с джиар-задачами. Например, Валерий Драганов, бывший глава ГТК, бывший председатель экономического комитета Госдумы всего полгода проработал в Русале. По слухам из компании – не справился.

Когда речь заходит о том, чтобы взять бывшего чиновника на работу надо помнить о важном психологическом моменте. Чиновник, психологически, это всегда человек наделенный властью, обладающий политическим ресурсом. А Джиарщик – это всегда проситель, человек, который что-то хочет получить от власти. Бывшие чиновники претендующие на должности в джиаре часто забывают об этом различии.

И последнее, для каких чиновников практически всегда открыты двери в джиаре? Это чиновники (необязательно крупные), работающие в стыковых подразделениях Администрации Президента (ГПУ Президента, экспертное и внутреннее управлении) и аппарате Правительства (отраслевой или правовой департамент). Поэтому идеальное место для начала карьеры – эти места, наличие в резюме которых гарантирует трудоустройство.

Павел, вы действительно можете коротко сформулировать - что такое лоббизм? Какой главный критерии, который позволит отличить лоббизм от коррупции?
Лоббизм (то же что и "лоббирование") – институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения.

Меня всегда раздражает, когда лоббизм соотносят с коррупцией, но, стоит признать, это обывательская практика существует не только в нашей стране, но и во всем мире. Происходит это прежде всего из-за время от времени случающихся во всем мире скандалах, когда лоббистов ловят на взятке. И по таким вот единичным примерам судят обо всей отрасли. Повлиять на политическое решение, коррумпировав его – чрезвычайно соблазнительно. Но обвинения такого рода сродни утверждению, характерного для конца 80-х, что все предприниматели – мошенники. Кроме того Вы же не сравниваете адвокатов (посредников между обществом и судьей) с коррупционерами, хотя уровень коррупции в российских судах, особенно в арбитраже крайне высок. Поэтому считаю, что соотнесение лоббистов (посредников между обществом и законодательной и исполнительной властью) с коррупцией идет просто от непонимания той роли которую они играют. Предлагаю, в связи с эти, выдержку из моей статьи, недавно опубликованную в журнале ФОРБС.

«Прежде чем понять, в чем причина, надо разобраться, чем же занимаются лоббисты и за что именно им платят значительные гонорары. Рассмотрим это на примере одной из самых распространенных услуг лоббистов всего мира — поддержки интересов заказчика в области законотворчества. Только в Америке это приносит лоббистам порядка миллиарда долларов в год. Заказчик платит за разработку законопроекта, согласование документа с ответственными органами власти, поиск релевантного субъекта законодательной инициативы, нейтрализацию потенциальных противников законопроекта, создание коалиций в поддержку законопроекта и множество других сопроводительных услуг.

Такая деятельность основана на знании особенностей принятия решений в том или ином органе власти. Ее можно сравнить с работой адвоката. Несмотря на то что все законы имеются в открытом доступе, нужен специальный посредник, который приведет судье убедительные аргументы в пользу позиции клиента. Лоббист — в каком-то смысле тоже адвокат общества в системе законодательной и исполнительной власти. Он ускоряет принятие важных государственных решений и способствует реализации потребностей различных групп, снимая социальные противоречия.

В России нет специального закона, регламентирующего лоббистскую деятельность. Лоббист действует в соответствии с конституцией, гарантирующей гражданам право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей. Основной закон позволяет «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию», а также «распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Реализуя это конституционное право, гражданин может начать самостоятельную лоббистскую деятельность или пойти работать в специализированную фирму, которая оказывает подобные услуги. Он вправе использовать все виды и способы защиты своих прав: обращение в органы власти или в суд, обжалование решений должностных лиц, участие в общественной и политической деятельности, выступление в СМИ.

Почему у российских агентств не получается зарабатывать на GR-консалтинге?
В достаточно большом количестве крупных пи-ар агентств в качестве одной из услуг обозначен консалтинг в области GR или лоббирования. Однако на практике никто из них лоббированием не занимается, обозначив эту услугу «до кучи» или имея под ней то, что лоббизмом не является. Успешно занимаются джи-ар консалтингом, с которыми мы сталкиваемся за корпоративные или отраслевые заказы, только специализированные джи-ар агентства, которых в России не больше десятка.

Интерес пи-ар агентств к этому направлению особенно активизировался после 2004 года, когда в России была изменена система выборов. Компании, ранее активно занимающиеся избирательными технологиями, потеряли многомиллионный рынок выборов руководителей субъектов федерации и одномандатных депутатов Государственной Думы. Имея политические связи, заработанные в период выборов, они надеялись монетаризировать их через джи-ар консалтинг. Однако, этого не произошло. Российских пи-ар агентств нет в тендерах крупнейших корпораций на джи-ар. А те из агентств, где джи-ар входит в рамки общего договора на коммуникационное сопровождения крупных корпораций, с радостью открещиваются от него (передавая а субподряд), не понимая что от них хотят. Я каждый раз задаю себе вопрос, почему так происходит?

Однако, общаясь время от времени с пиарщиком я постоянно прихожу к мысли – что это чрезвычайно разные виды деятельности. Джи-ар гораздо ближе к юриспруденции. Несмотря на некоторый ореол таинственности и крутости вокруг профессии джи-ара (возможно, навеянный «Здесь Курят»), это в общем-то достаточно скучный вид деятельности, которым занимаются, как правило, неяркие люди, ходящие по кабинетам чиновников и согласовывающие корпоративные или отраслевые интересы.

Ваше отношение к тому, что в России все-таки хотят разработать и принять Закон о лоббизме? И второй вопрос - назовите несколько имен публичных профессиональных лоббистов.
Первый вопрос.

Первые попытки принять закон, регулирующий лоббистскую деятельность, были предприняты еще в Верховном Совете РФ. После этого проекты закона вносились в Госдуму еще несколько раз: в первой Думе (депутат Лепехин), во второй Думе (Зоркальцев), в третьей Думе (Немцов, Хакамада, Надеждин). На все из них из аппарта Правительства приходили практически одинаковые отзывы «считаем принятия такого закона преждевременным». В результате все они снимались с рассмотрения.

Однако, с приходом Дмитрия Медведева у российских лоббистов появилась реальный шанс легализовать свой статус.

Одной из первых инициатив Дмитрия Медведева на посту президента России стала инициация программного документа «Национальный план по борьбе с коррупцией». В разделе мер по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции предусматривается рассмотрение вопроса о подготовке нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность. Следом за президентом два ключевых чиновника Администрации Президента высказались за необходимость принятия такого нормативно-правового акта - это глава Администрации Президента Сергей Нарышкин и помощник президента, глава Государственно-правового управления Президента Лариса Брычева.

Наличие работающего законодательства, регулирующего лоббистские отношения, является, по нашему мнению, одним важных показателей развитого демократического общества, так как подобный нормативно-правовой акт есть фактически договор между государством (правящими политическими элитами) и негосударственными структурами (обществом, бизнесом и пр.) о правилах их взаимоотношений, или точнее такой закон – есть свод правил о том, каким образом негосударственный структуры могут воздействовать на власть, которая избрана ими или нанята на работу.

Анализируя действующие в современном мире нормативно-правовые акты, регулирующие лоббистскую деятельность, мы пришли к выводу, что все они имеют основы в действующих конституциях и сама логика их инициирования и принятия основывалась на конституционном праве. Так американский исследователь Уэнди Росс утверждал, что лоббизм обязан своим существованием принятой в 1791 году первой поправке к Конституции США, которая провозгласила право народа «мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Конституционные основы лоббистской деятельности в Германии закреплены в статье 17 Конституции, которая гласит «Каждый имеет право самостоятельно или в сообществе с другими письменно обращаться с просьбами или жалобами в соответствующие органы и в парламент».

Законодательство о регулировании лоббистской деятельности относится к группе законов об обществе и власти. Принятие специального законодательства является, на наш взгляд, развитием следующих статей Конституции Российской Федерации:

Статья 3, ч.2: Народ осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
Статья 32, ч.1: Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Статья 33: Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Данные статьи закрепляют право граждан активно участвовать и влиять на деятельность органов государственной и муниципальной власти. Именно через активное влияние реализуется право граждан на управление делами государства. Это влияние на органы государственной власти может осуществляться непосредственно или через уполномоченных представителей, лоббистов, которые обладают необходимыми знаниями и опытом. Благодаря лоббистам общество более эффективно воздействует на власть, реализуя свои потребности.

Для уяснения данного тезиса рассмотрим пример одной из самых распространенных услуг на рынке лоббистских услуг во всем мире - поддержка интересов заказчика в области законотворчества. Стоит отметить, что только в Америке данная услуга приносит лоббистам порядка одного миллиарда долларов в год. В задачи специально нанятого лоббиста входят обязанности по разработке законопроекта и всей необходимой сопроводительной документации, согласно требованиям и обычаям соответствующего документооборота; согласования данного проекта с ответственными органами государственной власти; поиск релевантного субъекта права законодательной инициативы; нейтрализация потенциальных противников законопроекта; создания коалиций в поддержку законопроекта и множество других сопроводительных услуг.

Данная деятельность носит исключительно профессиональный характер и основана на знании лоббистом особенностей принятия политических решений в том или ином органе государственной власти. Деятельность лоббиста в данном контексте можно сравнить с адвокатской деятельностью. Несмотря на то, что все законы написаны и любой может их прочитать, нужен специальный посредник, который профессионально изложит аргументацию потерпевшей стороны перед судьей, приведя убедительные аргументы и доводы. Лоббист, в данном контексте, это адвокат общества в системе законодательной и исполнительной власти.

Представляя на профессиональном языке позиции различных общественных групп перед законодателем, лоббист выполняет две важные функции. Одна из них - ускорение принятия государственных решений. Недаром в этом контексте профессионального лоббиста часто называют «экспертом власти». Он профессионально может изложить потребности различных групп перед законодателем, правильно выстроить аргументацию, приведя множество дополнительных аргументов и тезисов. С другой стороны, лоббист способствует реализации общественных потребностей, гармонизирует общество, снимая социальные противоречия.

Указанная норма в совокупности с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации еще более усиливается, так как в ней установлено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Защита прав в данном случае подразумевает активное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти с целью корректировки действующих политических реалий (законов, положений, актов и пр.).

Статья 29, ч.4: Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Данная статья Конституции, а также более полно раскрывающие и конкретизирующие ее значение федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» наделяют правом лоббистов искать и получать информацию в органах государственной и муниципальной власти, в которой заинтересован заказчик. Под информацией в данном контексте имеется ввиду готовящиеся проекты нормативно-правовых актов, указы, распоряжения, федеральные законы и прочая внутриведомственная информация, которая может затрагивать интересы заказчика. Оперативное получение данной информации, а также ее профессиональный анализ позволит в полной мере реализовать права граждан на участие в управлении делами государства.

И наконец, статья 37 ч.1: Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Реализуя это конституционное право, гражданин может выбрать любой вид деятельности, в том числе самостоятельную лоббистскую деятельность, или пойти работать в соответствующий департамент корпорации или лоббистскую фирму, которая оказывает данные услуги.

За последние годы общественный интерес к данному явлению вырос чрезвычайно, а количество профессионалов, консультационных фирм стабильно растет. Считаю, что легализация данного вида деятельности будет способствовать антикоррупционной политике государства, модернизации экономики России, демократизации общества, повышению эффективности принятия государственных решений, снижению общественной напряженности.

Второй вопрос

Данный вопрос лучше разделить на три составляющие эффективные джи-ар менеджеры, эффективные лоббисты и эффективные лоббистские фирмы. Итак, начнем по порядку.

Эффективные джиарщики. Лучшие – это дж-ар команды Альфа-групп и Базового элемента. Более подробно см. наше исследование: Рейтинг лучших GR-специалистов России. Выпуск 1 / 2008.

Эффективные лоббисты. Думаю, самым эффективным я бы назвал Александра Шохина. Остальных раскрывать не буду, чтобы не привлечь к ним внимание наших конкурентов, они не любят светиться, но, как правило, это бывшие высокопоставленные чиновники федерального уровня с гибким отношением к жизни.

Эффективные лоббистские фирмы. Считаю, Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, где я работаю, крайне эффективной лоббистской фирмой. По крайней мере, ни одна из корпораций или отраслевых организаций, чьи интересы мы обслуживаем с 2006 года не разорвала с нами контракт. Это важный показатель. Из компаний с которыми мы конкурируем и ряд фигур, из которых я бы с удовольствием видел в нашей команде – это PBN, Cassidy, MMD, Кесарев Консалтинг

Согласны ли Вы с мнением, что закон о регулировании лоббистской деятельности в РФ не выгоден отечественным чиновникам, а учитывая то, что сила и влияние данной группы населения (имею ввиду - чиновники) очень велико, то принятие такого закона в ближайшие 20-30 лет нам ждать не стоит?
И да, и нет. Начнем по порядку. В России очень немногие понимают, что такое закон о регулировании лоббистской деятельности и зачем он нужен. В связи с этим часто, даже в политической среде, можно слышать мнение, что такой закон – это чуть ли не легализация коррупции. Тезисно, остановимся на его ключевом посыле.

1. Закон легализует деятельность специалистов по связям с органами власти (лоббистов и джиарщиков);
2. Закон предоставляет официальное право данным специалистам в доступе в органы законодательной и исполнительной власти. Не надо будет прятаться под помощниками депутата, просить выписать пропуск в министерство и пр.
3. Закон обязывает чиновников и депутатов общаться с лоббистами, выслушивать их позиции. Политические решение принимаются с учетом мнений лоббистов. Лоббисты становятся реальными и легальными субъектами политической жизни.
4. Получив вышеозначенные права лоббисты обязаны нести ответственность (в разных странах оно разной степени жесткости): как правило раз в пол-года – год отчитываться о своей деятельности, а именно кто их нанял, сколько заплатил, с кем они коммуницировали и пр. Эта информация – является открытой и размещается на сайте органа власти при котором осуществляется регистрация.

Мы сейчас активно работаем, чтобы разрабатываемый в Администрации Президента и Минюсте проект закона был прогрессивным. Я предполагаю, что Президент внесет его в Госдуму в следующем году.

Выгодно ли российским чиновникам появление дополнительных легальных субъектов влияния. С одной стороны – нет, потому что отношения, в которых лоббист не имеет прав - прекрасная почва для коррупции. С другой стороны в США рынок легальных лоббистских услуг составляет 3,5 млрд. долларов (2009). И именно бывшие чиновники являются ключевыми лоббистами и владельцами такого рода фирм.

Ваша компания занимается аналитикой и разработкой GR-проектов в различных отраслях. Сейчас в отрасли железнодорожных перевозок идет завершающая стадия реформирования, что очень важно для экономики всей РФ. Как Вы считаете, какие отраслевые особенности GR в данной отрасли и должна ли меняться GR стратегия железнодорожной компании в условиях ее выхода на IPO и в каком направлении? Каков главная роль GR службы в компании на современном этапе?
Мне сложно профессионально говорить об этой отрасли, так как мы, к сожалению, не обслуживаем интересы ни РЖД, ни другой компании в данной отрасли. Но по опыту общения с отраслью могу сказать следующее:

Первое. В РЖД – один из самых больших и раздутых департаментов по связям с госорганами в России, порядка 30 человек. Эффективен ли он? Скажу так - он был бы гораздо более эффективным (в том числе по вкладу в экономические и имиджевые показатели компании), работая с профессиональным консультантом.

Второе, в компаниях этой отрасли чрезвычайно забюрократизированная система принятия решений. А часто, для эффективной реализации лоббистских компаний требуется быстрое согласование решений именно внутри компании. Именно поэтому ряд наших госхолдингов не могут решить элементарных вопросов (связанных, например, с нормативным регулированием или административными издержками), которые профессиональные лоббисты решили бы за 5 минут.

По поводу джи-ар служб в компаниях, я наблюдаю по крайней мере две тенденции, первая, рост числа сотрудников данных подразделений в компаниях; вторая, рост влияния данных подразделений в компаниях.

К сожалению, в ряде российских и западных компаниях данные подразделения существуют для проформы. И эта большая проблема менеджмента.

Павел, расскажите о своем опыте в GR?
Я никогда не работал в GR-подразделениях в компаниях. Я пришел из науки, так как достаточно долго изучал это явление, а уже потом начал работать как консультант, обслуживающий корпоративные и отраслевые структуры при реализации их интересов в органах государственной власти. В настоящее время мы имеем долгосрочные контракты на обслуживание с крупнейшими российскими и западными корпорациями практически их всех ключевых отраслей экономики.

Считаю, следующие факторы, способствовали нашему успеху в этой области:

1. Глубокое понимание джи-ар проблематики отраслей.
2. Очень сильная мотивация. Мы беремся даже за самые сложные и на первый взгляд нереализуемые задачи.
3. Партнерство с действительно сильными российскими лоббистами.
4. Наша активная просветительская деятельность.
   
Павел, вы написали несколько книг по GR. Я занимаюсь GR уже не сколько лет, и думаю написать книгу по GR. Скажите Павел стоит ли сейчас писать такие книги? И на чем на ваш взгляд сконцентрировать внимание при написании книги? на каких составляющих аспектах практического GR. Павел и можно не сколько советом как написать книгу? с чего начать?
Считаю, что такие книги сейчас чрезвычайно востребованы. Объясняется это ростом интереса к отрасли, приходом все большего количество людей в эту профессию. Стоит сказать, что моя вторая книга, выпущенная Альпиной бизнес букс стала бестселлером и распродалась меньше чем за год.

Относительно, на чем сконцентрировать внимание. Думаю, что практически все ключевые направления работы джиар специалиста могут быть описаны. Это и лоббирование законов и антимонопольное регулирование и бюджетный процесс и корпоративные конфликты и таможенное администрирование, и таможенно-тарифная политика и многое другое. В России сейчас можно пересчитать хорошие книги в этой области на пальцах одной руки.

Думаю, отрасль еще крайне молодая и ждет своих летописцев.

Павел, дайте пожалуйста определение "цивилизованный лоббизм". расскажите о методах и инструментах цивилизованного лоббизма? Павел. скажите может быть лоббизм без коррупционной составляющей? и как добиваться или лоббировать, не прибегаю к лоббизму? Расскажите пожалуйста о вашем опыте такого цивилизованного лоббизма?
«Цивилизованный лоббизм» - тавтологический термин, распространенный в российской журналистике и политической среде, обозначающий процесс продвижения интересов в органах государственной власти некоррупционными методами. Считается, что данный вид лоббизма распространен в странах с развитой системой «сдержек и противовесов» и наличием функционирующего гражданского общества (США, Канада, Великобритания, Западная Европа, Австралия).

Термин является тавтологией, так как лоббизм заканчивается там, где начинается коррупция. Мастерство лоббиста в том и заключается, чтобы основываясь на законных методах воздействия создать нужное впечатление у принимающего решение чиновника или депутата по поводу требуемого вопроса. Существует множество способов такого воздействия, перечислим основные из них:
  • разработка проекта решения и убедительных аргументов к нему. Зачастую для достижения этой цели привлекаются представители экспертного и научного сообщества;
  • проведение социологических опросов и рейтингов, подтверждающих аргументацию лоббиста;
  • привлечение влиятельных спикеров, доказывающих позицию лоббиста и распространяющих ее в экспертных и общественных кругах, в том числе с привлечением СМИ;
  • организация пресс-конференций, конференций, научных семинаров, круглых столов, слушаний (в том числе в органах государственной власти), на которых специально привлеченный эксперт доказывает выгодную для лоббиста точку зрения.
  • формирование коалиций, корпоративных пулов и групп поддержки для усиления позиции лоббиста;
  • проведение просветительских и пропагандистских кампаний в СМИ в поддержку лоббистской позиции;
  • осуществление «grass roots» мероприятий: организация массовых звонков и писем граждан в органы власти и управления.
Примеры использования данных техник в лоббистском процессе. Кампания, развернувшаяся в США в 2009-2010 гг. против ограничения комиссионных паевых инвестиционных фондов, проходила по классическому лоббистскому сценарию – с привлечением в адвокаты уважаемых представителей научной среды, которые, «проведя необходимые для этого исследования», в публичном поле поддержали позицию инвестиционных лоббистов.

Глен Хаббард, декан Бизнес-школы Колумбийского университета, и Джон Коутс, исследователь из Гарвардской школы права, в 2007 году опубликовали исследование, результаты которого полностью соответствовали интересам инвестиционных лоббистов. Так, авторы заключают, что инвесторы отлично информированы и поэтому нет смысла ограничивать их деятельность дополнительным регулированием через Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC).

За данную работу, как следует из отчета организации, связанной с индустрией паевых фондов, ученые получили $100.000. Еще $160.000 Глен Хаббард получил от управляющей компании Fidelity, за свое участие в судебном деле в качестве свидетеля-эксперта.

Другой пример тавтологии, часто используемый в профессиональной среде – термин «политический лоббизм». Лоббизм – «не политическим» быть не может, так как объектом воздействия в лоббизме всегда является орган государственной власти.

Павел, кто такие независимые лоббисты? и может ли физ.лицо, без регистрации ООО, быть независимым лоббистом? что для этого нужно?
Давая простое объяснение, что такое лоббизм можно сказать так – это процесс оказания влияние на власть, который гарантировано Вам конституцией (см. выше). Относительно лоббирования без регистрации ООО. Большинство законодательств в мире обязывает Вас зарегистрироваться в качестве юридического лица, для осуществления профессиональной лоббистской деятельности. Кроме этого, если Вы хотите работать как профессиональный лоббист, то есть оказывать услуги в этой области за деньги, думаю, у Вас возникнут проблемы при заключении договоров с крупными корпоративными или отраслевыми заказчиками, которые очень щепетильно относятся к тому, куда они платят деньги. Хотя, насколько мне известно, практика такая существует. По крайней мере, при Владимире Аксенове Бритиш Америкн Тоббако активно контрактировала индивидуальных лоббистов при реализации лоббистских контрактов.

Павел, с недавнего времени вы сопредседатель комитета РАСО по GR. Павел в связи с этим скажите, какие цели и задачи стоят перед вами как сопредседателя комитета?
Программа работы Комитета по GR Российской ассоциации по связям с общественностью на 2010-2011 гг.

Автор: Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, к.п.н., доцент ГУ-ВШЭ

  1. Организация и проведение 4 просветительских мастер-классов самых известных специалистов по связям с органами государственной власти в ведущих ВУЗах Москвы. Мероприятии призваны стимулировать широкую профессиональную дискуссию по проблемам отрасли профессионального лоббизма и Government Relations в России.
  2. Организация на одной из академических площадок Москвы обучающего семинара (тренинга) по GR как для членов РАСО, так и для внешних специалистов.
  3. Организация для членов Комитета бизнес-завтрака с высокопоставленным российским чиновником федерального уровня.
  4. Организация и проведение II Международной конференции специалистов по связям с органами государственной власти «GR-конгресс» в Москве.
  5. Издание под шапкой РАСО двух сборников:
    a) «Эффективное взаимодействие бизнеса и власти: опыт науки, профессиональных консультантов, государственных и корпоративных структур»
    b) "Мой путь в GR": интервью с самыми известными специалистами по связям с органами государственной власти.
  6. Проведение активной рекламной кампании с приглашением российских специалистов по GR вступать в Комитет по GR.
  7. Начало разработки этических правил для российских специалистов по GR.

Почему, на Ваш взгляд, так и не заработал институт независимой экспертизы законопроектов на коррупциогенность под эгидой Минюста? Очевидно, что при общем снижении уровня коррупциогенности законодательства рынок GR услуг будет более цивилизованным.

Стоит признать, что мы с большим интересом следили за принятием ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и «Об антикоррупционой экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов», который вступил в силу с этого года. Наш интерес был вызван тем, что значительная часть нашего времени посвящена мониторингу и анализу внутриведомственной документации, в контексте ее влияния на интересы наших клиентов. У этого федерального закона есть несколько интересных новелл, которые пересекаются с деятельностью профессиональных лоббистов:
  1. Создается институт независимых экспертов / экспертных фирм, регистрируемых при Минюсте (на сегодня уже зарегистрированы несколько сотен таких акторов)
  2. ФОИВ должны публиковать информацию о своей нормотворческой деятельности в сети интернет.
  3. Указанные эксперты могут проводить независимую экспертизу указанных проектов, которая должна обязательно учитываться при дальнейшем прохождении проекта закона в аппарате Правительства, Администрации Президента, Федеральном Собрании и пр.
Возможно, должно пройти больше времени, но то, что эти нормы направлены на обеление рынка, я абсолютно согласен.


Источник: Российская Ассоциация по связям с общественностью


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.19767594337463