Lobbying.Ru "Cлишком много лоббистов, которые всеми силами пытались воспрепятствовать внесению этого законопроекта", - Андрей Шаронов

"Cлишком много лоббистов, которые всеми силами пытались воспрепятствовать внесению этого законопроекта", - Андрей Шаронов

Паспорт законопроекта:

Название - "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

год рождения - 2001;

авторы - Министерство экономического развития и торговли РФ и Комитет Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

особые приметы - антикоррупционность;

дата и время первого чтения - 12 ноября 2004 года, 11 часов дня.

Законопроект представлен официальным представителем Правительства РФ, заместителем министра экономического развития и торговли Андреем Шароновым. В обсуждении приняли участие депутаты Мартин Шаккум, Тамара Плетнева, Борис Кибирев, Махмуд Махмудов, Сергей Антуфьев, Олег Малышкин, Геннадий Селезнев, Николай Кондратенко, Валерий Драганов, Виктор Кузнецов.

Результаты голосования: "за" - 343 депутата, "против" - 43, воздержались - 2, не голосовали - 62. Результат - принято.

 



Почему-то этот законопроект не вызвал у прессы особого интереса. Наверное, потому, что в то время его "заслонили" другие, внешне более интересные документы. Например, о пиве и табаке... Между тем проблема, обозначенная в названии законопроекта, острейшая. Причем касается буквально каждого.

Речь идет о рачительном расходовании государственных и муниципальных средств, которые как раз и направлены на то, чтобы любому гражданину стало удобно и комфортно жить. Неважно, о чем идет речь - о строительстве дорог, северном завозе, возведении крупнейших объектов, приобретении книг для школ и обмундирования для армии, и даже снабжении канцелярий дешевыми скрепками и бумагой. Государство и муниципалитеты тратят на все это огромные суммы. Например, в прошлом году ушло 450 миллиардов рублей. А в целом же доля госзакупок составляет 35 процентов расходов бюджетов всех уровней.

Понятно, когда денежки налогоплательщиков растекаются по десяткам тысяч адресов, они как-то теряют свои государственные приметы. В лучшем случае становятся ничейными. Но, как правило, всегда находятся руководитель с бухгалтером, которые властвуют над ними как хотят и тратят так, как себе выгоднее. Можно, к примеру, купить автобус для города за "пятак", но можно - у особо любимой фирмочки - за два. При этом второй "пятак" поделить между собой...

Конечно, госчиновник не остается без присмотра. Еще с 1997 года начала формироваться система конкурсных закупок. Известный президентский указ N305 заставил многих призадуматься. К тому же эта система потом была проговорена в ряде других законов. Но единого подхода все равно не было. Более того, как признался замминистра экономразвития и торговли Андрей Шаронов, представляя законопроект Думе, нынешние нормативные акты, регулирующие эту сферу, противоречат друг другу. Потому изобретательный чиновник все равно находит лазейки, чтобы купить товар или услугу как можно дороже. Так, в прошлом году без конкурса у единственного поставщика было куплено товаров на 122 миллиарда рублей.

Потому Правительство еще в 2001 году взялось за разработку этого документа, взяв за базу модельный закон Комиссии ООН по праву международной торговли и использовав опыт ВТО и Всемирного банка.

Собственно говоря, аналогичный закон пыталась принять Госдума еще прошлого состава в 1999 году. Его и приняли, но в итоге вымарали все, что могло контролировать и регулировать. Так что до сих пор только вышеназванный президентский указ и позволяет сдерживать аппетиты разворотливого бюрократа.

"Почему же так медлило Правительство с законом, ведь Греф не первый год работает?" - удивилась во время обсуждения законопроекта в Думе зампредседателя регламентного комитета Тамара Плетнева.

Ответ Андрея Шаронова все восприняли как очевидное: слишком много лоббистов, которые всеми силами пытались воспрепятствовать внесению этого законопроекта Правительством. Причем практически каждая отрасль (сельское хозяйство, оборонная промышленность, сфера формирования материального резерва и т. д. ) настаивала на своей уникальности и невозможности использовать универсальные конкурсные способы закупок товаров... Задерживал разработку законопроекта и поиск ответов на узловые вопросы. Как быть, к примеру, с иностранными поставщиками и допускать ли их к конкурсным торгам? При этом не лучше ли ориентироваться на отечественного и, даже если у иностранца товар более дешевый и качественный, тем самым поддержать своего производителя?

Объясняя позицию Правительства, Андрей Шаронов сообщил: за исключением особых случаев закрытые конкурсы будут проводиться только при размещении заказов, составляющих государственную тайну. Никто не будет возражать и против "родных" поставщиков, но лишь в том случае, если цена на его товар будет самая наименьшая из всех предложенных. Кстати, у "родного" цена обязательно должна быть ниже, так как у него меньше издержек. А для того, пояснил замминистра, чтобы покончить с "губернаторскими оттопыренными карманами", и предлагается система, при которой у чиновника не будет права выбора "знакомого" поставщика (без разницы - иностранного или отечественного). Дав объявление о конкурсе, он выбирает, ориентируясь только на наименьшую цену. Это, впрочем, требуется и сейчас. Однако новый законопроект впервые оговаривает требование, чтобы никто после подведения итогов конкурса не имел права цену увеличивать, что сегодня происходит сплошь и рядом.

Еще одна проблема взволновала депутатов. Ее сформулировал член Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Геннадий Селезнев. Допускать ли к конкурсным торгам посредников? Дело в том, что в противовес ныне действующему законодательству новый документ ставит их на равных с производителями товара. Разработчики закона объясняют это нововведение тем, что посредники нередко могут предложить наименьшую конкурсную цену. Но Геннадий Селезнев считает, что эти надежды - от лукавого. Да, у посредников (как правило, это торговые дома, реализующие продукцию определенного предприятия) бывают более дешевые товары. Но чаще всего это объясняется тем, что они обслуживают некие теневые интересы своих реальных владельцев, прежде всего директоров предприятий, которые передали торговлю сватьям и кумовьям. Вот почему депутат пообещал, что ко второму чтению он обязательно предложит свою поправку в законопроект.

Есть в документе еще один недостаток, отмеченный депутатами. Ощущается стремление разработчиков придать ему некую всеохватность, когда практически любую сделку предполагается осуществлять с помощью торгов. Но в итоге может оказаться, что без конкурса ни веник для муниципальной бани не купишь, ни пару стульев в канцелярию. Впрочем, ко второму чтению можно поправить и это.

С неожиданной стороны на законопроект посмотрел председатель Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов. Призывая принять закон в кратчайшие сроки, еще до конца нынешней сессии, он заметил, что это один из тех важнейших законопроектов, который благодаря точному регулированию и нацеленности на результат сбалансирует в обществе политические и идеологические разногласия... Можно предположить, что это утверждение лежит в сфере не совсем ясных и не вполне очевидных ощущений. Но ощущения эти очень точные! Новый законопроект - прямого действия. Его цель - порядок в государстве. А порядок - самая надежная опора разумной политики и жизнеутверждающей идеологии.

 

Текст законопроекта смотри здесь





Источник: Парламентская газета, Денисов Иван, 14.12.2004, №234, Стр. 3


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter