Государевы люди

Руководителям крупных компаний, а в последние годы и представителям среднего бизнеса не обойтись без помощи GR-менеджеров. Откуда берутся такие специалисты? Как найти такого специалиста по GR, который нужен именно вам?

Президентский проект
По оценкам Staffwell, в 2010 году количество запросов на GR-специалистов в кадровых агентствах увеличилось на 15%. Бизнесу нужно понимать, как принимаются решения в исполнительных и законодательных органах. «Знания могут быть теоретическими и практическими, но в GR крайне важна практика», - отмечает вице-президент РАСО по GR Игорь Минтусов.

С ним соглашается советник председателя комиссии по информационной политике Государственной думы РФ Владимир Кравцов. По мнению Владимира Кравцова, бизнесу крайне важно сегодня принимать активное участие в формировании общей информационно-коммуникационной среды, активно взаимодействовать с Министерством связи и массовых коммуникаций. А самое заманчивое направление - проект президента по созданию иннограда Сколково.

У многих корпораций пока еще есть шанс войти в президентские проекты и тем самым оказаться в привилегиро-ванном положении «государевых людей». Эта задача решается именно специалистами по GR.

С января 2010 года заработал в новом формате Таможенный союз. Компетенции в сфере таможенно-тарифного регулирования были переданы с государственного на надгосударственный уровень. Решения теперь принимаются коллегиально представителями трех стран - России, Белоруссии и Казахстана. Соответственно, прибавилось забот GR-менеджерам.

По профилю
Спрос и предложение в сфере GR формируются на двух различных рынках. Первый - это рынок труда в сегменте GR-специалистов. Второй - рынок консалтинговых продуктов. Предложение на этом рынке в данный момент формируют не более десятка профильных консалтинговых агентств. Рынок труда в сегменте GR все более специализируется по отраслям или сферам государственного регулирования -антимонопольной, таможенно-тарифной, технической и т. д.

«Уже очень сложно найти универсального специалиста по GR, - говорит партнер Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти  Алексей Борев. - И это понятно: с точки зрения предметного содержания GR в автомобильной промышленности принципиально отличается от GR в телекоммуникациях или фармацевтической промышленности».

Сегодня успех GR-специалиста лишь наполовину определяется знанием аппаратных процедур, позволяющим вы-троить эффективную коммуникацию с органами государственной власти исходя из понимания логики их работы, процессов подготовки и принятия решений. Вторая половина - это отраслевая экспертиза, подразумевающая, во-первых, детальное знание технологических и логистических цепочек создания того или иного продукта или услуги и, во-вторых, понимание структуры рынка, расстановки сил в отрасли.

Не секрет, что при приеме на работу специалистов по GR преимущество часто оказывается на стороне кандидатов с опытом государственной службы. Сегодня крупные компании ищут на позиции GR-менеджеров сотрудников с опытом работы именно в профильных для них ведомствах или департаментах органов власти.

Работа в органах государственной власти структурирована, в том числе по отраслевому признаку. Это значит, что в профильных департаментах накапливается огромный объем информации по всем актуальным отраслевым проблемам. «Чиновники вовсе не оторваны от реалий рынка, как принято думать, - говорит Алексей Борев. - Даже рядовые исполнители порой владеют материалом не хуже, а, возможно, и лучше представителей корпоративного сектора. Неподготовленный специалист рискует провалить первый же контакт с чиновником, курирующим интересующий вопрос».

Вице-президент по взаимодействию с госорганами компании «Лукойл» Александр Василенко, напротив, считает своей основной трудностью при общении с чиновниками самого высокого ранга недопонимание ими непростой специфики топливно-энергетического сектора. «Требуется много лет, чтобы понять, как добывается нефть, как работает наша отрасль в целом. Нехватка знаний - серьезная проблема», - отмечает Александр Василенко.

Кузница кадров
До 80% специалистов по GR приходят из органов испол-нительной власти. Для западной компании, действующей на российском рынке, крайне важно, чтобы GR-менеджер знал, как российская власть устроена изнутри. Вопрос: в какой степени такой человек совместим с западной корпоративной культурой? Скорее всего, в очень малой. Но от него этого и не требуется.

«Очень редко пиарщик может заниматься GR, и наоборот», -говорит Игорь Минтусов. С ним соглашается Владимир Кравцов: «Это правильно, что в GR приходят люди из органов государственной власти. Представителям бизнеса нелегко найти общий язык с чиновниками. Совершенно другая стилистика общения. А ворон ворону глаз не выклюет. Чиновник и экс-чиновник всегда поймут друг друга». Но не все GR-специалисты - бывшие чиновники. «В российском GR-сообществе довольно много известных специалистов, которые никогда не работали на государственной службе», - подчеркивает Алексей Борев. Бывает, что на должность директора по GR назначаются выходцы из других функциональных департаментов - пиар-, юридических или даже финансовых служб. «Наиболее сильные GR-специалисты пришли в 1990-х годах из банковской сферы и крупных пиар-компаний, именно они цементируют GR-сообщество, - считает Александр Василенко. - Половина GR-специалистов не гуманитарии, такова специфика работы в крупных отрас¬левых компаниях. Политикам, перед тем как переходить в GR, я бы порекомендовал заняться преподавательской деятельностью и расширить кругозор».

Кому это надо?
В современных экономических условиях для специалистов по GR в России наиболее предпочтительными и перспективными сферами остаются медицина, информационные технологии, связь, космос, сельское хозяйство и, как показало минувшее лето, экология. Компании, планирующие свою деятельность вперед на десятилетия, могут, например, обратить внимание на проблему поставок питьевой воды. 20% мировых запасов воды находится в пределах Российской Федерации. «Уверен, что на рынке GR в ближайшем будущем вырастет спрос на специалистов по воде», - отмечает Владимир Кравцов. Сегодня влияние государственного регулирования на экономические процессы настолько велико, что GR-специалисты требуются компаниям практически любого профиля. Если раньше функционал GR был востребован только в крупных финансовых и промышленных группах, сейчас GR-специалистов нанимают уже и средние компании. Требование наличия навыков работы в сфере GR предъявляется и к специалистам смежных направлений - пиарщикам, юристам. «Бывает и так, что работодатели перегибают палку, называя GR то, что по сути им не является, - говорит Алексей Борев. - Например, можно встретить вакансии под названием «GR-специалист», а на деле требуется менеджер по сбыту продукции в государственный сектор. Это принципиально разные вещи».

Фактор доверия
С профессиональной точки зрения важное требование в GR - это способность анализировать большой объем информации, выделять главное и уметь доносить эту информацию до целевой аудитории в нужном формате.
С психологической точки зрения GR-менеджер - это очень уверенный, располагающий к себе человек. Он умеет подобрать ключ к самым разным собеседникам. Еще одно важное качество - надежность. Успех работы джиарщика во многом зависит от фактора личного доверия, от комфортного для представителей органов государ¬ственной власти психологического климата. Если однажды доверие нарушается из-за некомпетентности либо по ошибке GR-специалиста, это может крайне негативно сказаться на результативности работы компании на данном направлении.

Кандидат на должность специалиста по GR должен знать законы РФ (иметь юридический минимум), разбираться в структурах исполнительной и законодательной власти, иметь опыт работы в муниципальных, региональных или федеральных органах власти. Обязательно знание английского языка.

Цена вопроса
По оценкам Staffwell, средняя зарплата вице-президента средней компании по GR составляет $5-7 тыс. в месяц. В крупных корпорациях, таких как «Газпром», ВТБ 24, АФК «Система», «Роснефть», BP и других, топ-менеджер по GR получает $15-20 тыс. плюс ежегодная премия и различные бонусы. Это, конечно, опытные руководители. Но и для начинающих специалистов зарплаты весьма приличные. Так, в компании «Газпром» рядовые GR-специалисты получают порядка $3 тыс. в месяц. В среднем по рынку GR-специалист получает 150 тыс. рублей, руководитель направления - 400 тыс. плюс бонусы.

Приключения GR в России
Главная, конечно, российская беда - коррупция. «Чиновник у тебя не вымогает взятку, просто видно: если дать ему денег, он этот вопрос решит, если не дать - не решит», - объясняет Игорь Минтусов. Специалист по GR должен знать все эти закулисные настроения. Многовековые традиции российской чиновничьей культуры таковы, что и современная бюрократия в принятии решений ориентируется не столько на закон, сколько на первое лицо, на непосредственное начальство. По мнению Игоря Минтусова, власть в России персоналистична: личность, возглавляющая ведомство, важнее, чем сам институт исполнительной власти, которому принадлежит дан¬ное ведомство. Все это приходится учитывать. В GR все очень быстро меняется, поскольку в процесс принятия решений включено множество заинтересованных игроков.

«По сути, работа джиарщика - это процесс постоянного поиска компромисса между своими интересами и интересами контрагентов - конкурентов по отрасли, противников из смежных отраслей, различных ведомств», - формулирует Алексей Борев. Следствием быстро меняющихся обстоятельств является нестабильность. Достигнутые сегодня договоренности завтра без видимых причин могут быть аннулированы. Для компаний такие непредвиденные изменения часто оборачиваются финансовыми потерями. Креатив в GR, в отличие от PR, обречен на гибель. Политика живет по своим внутренним законам, и их приходится соблюдать. В любой момент джиарщик может вернуться снова во власть и заняться политической карьерой. Об этом, кстати, недавно говорил президент России Дмитрий Медведев. Он, в частности, сказал, что приветствует смену сфер деятельности - из бизнеса во власть и наоборот. В любом случае у GR в России большое будущее.

Оригинал статьи см. здесь.



Источник: Екатерина Шустер, "Государевы люди" // Журнал CEO за ноябрь 2010


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.17119598388672