Lobbying.Ru ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья вошла в издательский проект Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти "Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия".

В настоящее время, когда идут процессы поиска оптимального устройства российского общества, важную роль играет создание гражданского общества. Его нельзя искусственно создать там, где отсутствуют предпосылки реальной свободы индивида и ее адекватное восприятие.

В Российской Федерации после всплеска общественной активности в начале 90-х годов XX столетия все еще не хватает активной гражданской позиции россиян. Политическая активность граждан подчас «теряет» свои потенции, встречаясь со значительными экономическими и социальными трудностями и проблемами в обществе.

Однако при современном всплеске индивидуализма, субъективности, росте привлекательности индивидуальной свободы у россиян происходит массовое разочарование общественными системами, созданными во имя этой свободы. Люди испытывают страх перед моделями «счастливого будущего»[1]. Рассматривая индивида как члена коллектива, власть, по существу, демонстрирует подчеркнутое пренебрежение к уникальности личности.

Подчеркнем, что в современной России происходят значительные трансформации во взаимоотношениях гражданского сектора и государственной власти. Последняя укрепляет свои позиции, выстраивая жесткую вертикаль управления обществом. Гражданское общество, в свою очередь, также отвоевывает свои позиции у государства, хотя гражданскому сектору приходится сложно в новых условиях.

В Российской Федерации в ходе интенсивных процессов конструирования и развития гражданского общества, большое значение имеет деятельность некоммерческих организаций (НКО), которым уделяется повышенное внимание как со стороны государственной власти, так и общественности. Это связано с тем, что государство в новых условиях несколько ограничено в своих возможностях и вынуждено отказываться от некоторых своих прежних функций в пользу гражданского общества. Поэтому оно уступает часть политической инициативы экономическим субъектам и некоммерческим организациям, которые, как правило, открыты для общения с государственной властью и заинтересованы в конструктивном сотрудничестве. Но для этого необходимо, чтобы сложилась гибкая система взаимодействия государства и институтов гражданского общества.

Некоммерческие организации – один из главных акторов гражданского общества – существуют в России как минимум 15 лет. В сфере их непрерывного внимания все значимые сферы общественной жизни[2]. По результатам социологических опросов в 2007 г., проведенным фондом «Общественное мнение», социологической мастерской Задорина (группой ЦИРКОН) выделяются 3 приоритетных темы, с которым ассоциируется деятельность НКО в России: охрана материнства и детства (39%), помощь социально-уязвимым слоям населения (29%), благоустройство жилья, дворов и улиц (29%), а также в примерно равных долях – медицина и образование (21-22%)[3].

На наш взгляд, абсолютное большинство российских обществен­ных объединений конструктивно настроены на решение конкретных практических вопросов в сфере своей деятельности, владеют дополни­тельной профессионально значимой информацией, не имеющейся у госу­дарственных организаций, объединяют квалифицированных специалистов в своей сфере, бескорыстно мотивированы на достижение общественного блага.

Государство, в свою очередь, будет процветающим, когда граждане будут общественно активными. Так, Президент России Д.А. Медведев отмечает, что «гражданское общество не может быть ни хуже, не лучше самого государства. Поэтому, когда я слышу рассуждения: государство, например, у нас сильное, а гражданское общество – хилое, или наоборот…. – это все лукавство. По сути, это две стороны одной медали, механизм управления, состоящий из людей – это государство, и, собственно, гражданское общество – это люди, которые в этом государстве живут»[4].

Некоммерческие объединения граждан служат посредником между государством и населением, расширяя публичное пространство политики. Реализуя социальные функции, НКО предоставляют гражданам возможность для самореализации, получения помощи в сложных ситуациях, а также приобретения социально значимого и профессионального опыта. При взаимодействии с бизнесом некоммерческие организации служат помощником в выявлении и предотвращении нефинансовых рисков, а также в создании положительного имиджа компании, предприятия. В сфере политики НКО выполняют медиаторские функции между обществом и государством в решении социально-политических и экономических вопросов. Некоммерческие организации организуют диалог по ключевым вопросам развития общества.

Выделяя новые тенденции в сфере НКО со стороны государства, подчеркнем, что за 2007-2009 годы произошло увеличение государственного финансирования и активизация российских доноров.

Не только на федеральном уровне увеличилось финансирование деятельности некоммерческих организаций, но и в большинстве регионов продолжилась практика предоставления средств в виде муниципальных грантов или заказов, а также привлечения НКО для выполнения разного рода работ на возмездной основе. Так, только Российский фонд помощи привлек средств на 128 млн рублей[5].

По данным социологического исследования «Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация и развитие местного самоуправления», подготовленного Единым общероссийским объединением муниципальных образований в 2007 г., в финансировании НКО бюджетные средства составляют 29%. Из них 7% приходится на федеральный бюджет, 9% – бюджет субъектов федерации и 13% – местные бюджеты [6].

По данным Общественной палаты Российской Федерации в 2009 г. на оказание государственной поддержки НКО из федерального бюджета выделено 1,2 млрд рублей. Для участия в открытом конкурсе «Проблемы развития современного российского общества» было подано более 5 тысяч заявок от некоммерческих организаций. Победителями были признаны более 700 проектов с бюджетом от 77 тысяч до 23 млн рублей[7].

Следующей новой тенденцией, которая пока еще только набирает силу, является поддержка создания целевых капиталов – нерасходуемых средств, доход от инвестирования которых через управляющие компании используется для финансирования их деятельности. Создание целевого капитала позволит сделать НКО более устойчивыми за счет постоянных источников финансирования, будет способствовать длительному планированию их деятельности.

Важно отметить, что некоммерческие организации гражданского общества, как правило, от­крыты для общения с государственной властью и заинтересованы в кон­структивном сотрудничестве, поскольку множество вопросов, которые составляют цель их объединения, их уставные задачи в области образо­вания, здравоохранения, трудоустройства матерей с больными детьми, организации рабочих мест для инвалидов, поиска жилья для беженцев, принятия экстренных природоохранных мер, невозможно без участия го­сударства.

Главными задачами, стоящими перед государством и обществом на современном этапе являются: модер­низация всех сфер экономики, обеспечение высоких темпов ее развития, рост благосостояния граждан, повышение конкурентоспособности и эф­фективности промышленного производства товаров и услуг страны в це­лом и государственного аппарата в частности, ибо он нанимается общест­вом для решения насущных проблем его членов. Решение этих принципи­альных задач возможно при условии последовательного решения соци­ально-экономических проблем страны и ее граждан: предоставления дос­тупного и качественного жилья, медицинских услуг и охраны здоровья на­селения и т.д., что может быть осуществлено лишь в условиях политиче­ской стабильности, развитого гражданского общества, тесного взаимодей­ствия его институтов со всеми ветвями во имя решения вышеперечислен­ных общенациональных задач.

Начиная с ноября 2001 г. в стране прошли Всерос­сийские (в 2001 и 2008 годах) и региональные гражданские форумы[8]. Представители ин­теллектуальной и политической элиты разрабатывали программу разви­тия взаимодействия государства и гражданских союзов. Несколько десят­ков тысяч представителей гражданских ассоциаций, органов государст­венной власти и местного самоуправления, бизнеса, СМИ рассматривали на форумах роль некоммерческих организаций в государственном строительстве, условия и механизмы использования потенциала общест­венности для ускорения реформ. В том числе обсуждались и проблемы места и роли общественных объединений в развитии гражданского обще­ства в современной России.

Можно отметить, что особенностью целей проведения российских гражданских форумов являлось совершенствование механизмов взаи­модействия органов государственной власти, бизнеса и общества в реше­нии задач социально-экономического и политического роста страны.

Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы сложилась гибкая система взаимодействия государства и институтов гражданского общества, выра­жающих конкретные, значимые для общества в целом интересы через участие во всевозможных консультативных органах, комитетах, форумах, палатах, при подготовке как управленческих, так и нормативных решений и рекомендаций.

Возникновение разноплановых некоммерческих организаций позволяет создать благоприятные условия для беспрепятственного становления жизнеспособных и гибких общественных структур, возрождения традиций благотворительности, различных форм добровольческой активности, направленной на достижение социально значимых целей.

Однако не все так благоприятно во взаимоотношениях власти и гражданского общества. Ужесточение законодательства в сфере НКО привело к закрытию ряда неправительственных организаций в России[9], усилению контроля над ними со стороны государственной власти [10].

Так, поправки к Федеральному закону «Об общест­венных объединениях» предусматривают усиление государственного контроля за деятельностью гражданских организаций[11]. Закон предусматривает упорядочить механизмы государственных регистрации некоммерческих организаций и контроля за соответствием их деятельности российскому законодательству. Международные и ино­странные организации, независимо от организационно-правовой формы, в том числе их филиалы, отделения и представительства, должны уведо­мить регистрирующий орган о целях и задачах своей деятельности, а также об объемах выделяемых и полученных средств, о конкретных целях их использования по форме, установленной российским Правительством. Российские общественные объединения, которые не желают получать статус юридического лица, вправе не уведомлять регистрирующий орган о своем создании.

Ряд политических экспертов[12] считает, что новый Закон резко ог­раничивает право граждан на объединение в части деятельности незаре­гистрированных общественных организаций. Если до принятия поправок они не должны были ни перед кем отчитываться и никого уведомлять о своей деятельности, то согласно новому законопроекту они обязаны бу­дут уведомлять органы государственной регистрации о целях своей дея­тельности и своем существовании. Причем конкретный набор докумен­тов, который необходимо представлять государственным органам, в за­коне не предусмотрен и оставлен на усмотрение Правительства. Если ор­ганизация не подала эти документы, она будет признана незаконной. Если перечень необходимых документов будет определяться Правительством, то степень определения властями того, что является общественным объе­динением без юридического лица, станет весьма расплывчатым, что мо­жет привести к произволу.

Озабоченность в связи с данным законопроектом выразили многие правозащитники, международные институты и организа­ции, такие как Human Rights Watch, Freedom House, Бюро по демократическим институтам и правам человека, американский Национальный фонд поддержки демократии (NED), Фонд К. Аденауэра, Совет Европы, «Международная амнистия» и др. По их мнению, Закон направлен на ухудшение независимой активно­сти граждан, установление жесткого контроля за законной деятельностью общественных объединений. Свои претензии к законопроекту выразили члены созданной при Президенте Российской Федерации Общественной палаты, председа­тель Совета при Президенте по содействию развитию институтов гра­жданского общества и правам человека Э.А. Памфилова и др. 

Тем не менее, по мнению В.В. Путина, закон о неправительствен­ных организациях необходим, «чтобы обезопасить нашу политическую систему от вмешательства извне, для того, чтобы обезопасить наше обще­ство и граждан от распространения какой-то террористической идеоло­гии…»[13].

Так, по справедливому мнению отечественного политолога Ю.В. Ирхина, «иностранные неправительственные организации (НПО) в ряде стран сыграли негативную роль, открыто вмешиваясь в их внутриполитические процессы. Некоторые «местные» НПО в этих странах также зависят от зарубежной финансовой подпитки. Наблюдается быстрый рост НПО (2,1 тыс. в Киргизии, 2300 в Азербайджане, 3000 в Туркменистане, 2 тыс. – в Белоруссии и др.)»[14].

Споры и дискуссии по поводу поправок к Закону об общественных объединениях не утихают до сих пор, демонстрируя тем самым значимость этих политических институтов в современном российском политическом процессе.

Президент Д.А. Медведев 15 апреля 2009 г. на заседании президентского Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека пообещал обратить пристальное внимание на Закон «О некоммерческих организациях» и внести в него изменения. В числе проблемных норм он назвал положения о налогообложении НКО, их отчетности и взаимодействии с органами государственной власти. В начале мая 2009 г. была создана рабочая группа во главе с первым заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации В. Сурковым, которая подготовила целый пакет поправок в законопроект. В них, в частности, предлагается упростить регистрацию и отчетность НКО (по оценкам аналитиков, они сейчас тратят на подготовку необходимых документов 10-12% своего бюджета[15]), а также сократить число проверок некоммерческих организаций до одного раза в три года. К середине июня 2009 г. законопроект прошел последние согласования, и 17 июня на новой встрече с представителями общественности Президент России сообщил им о внесении документа в Государственную Думу. 26 июня 2009 г. нижняя палата российского парламента приняла в первом чтении президентский законопроект, значительно упрощающий порядок регистрации и отчетности российских некоммерческих организаций. За его принятие проголосовали 391 депутат, 57 – «против».

Инициативы Президента России Д.А. Медведева выглядят весьма либеральными, вполне в духе представлений о суверенной демократии. Однако нынешняя либерализация Закона о некоммерческих организациях касается в основном бюрократических вопросов. Нынешние послабления почти не касаются работающих в России иностранных НКО. Единственная поправка, которая их затронет, – это изъятие из числа оснований для отказа в регистрации пункта о создании «угрозы национальному единству и самобытности, культурному наследию» Российской Федерации. Кроме того, Минюст по-прежнему вправе требовать от иностранных некоммерческих организаций данные не только о финансовых поступлениях, предполагаемом распределении этих средств и планируемых в России программах, но и о том, как в точности расходуют полученные от иностранцев деньги российские физические и юридические лица. Если же передача средств россиянам, по мнению Минюста, будет создавать угрозу «основам конституционного строя, нравственности, здоровью, обеспечению обороны и безопасности государства», то министерство вправе вынести «мотивированное решение о запрете» такого спонсора[16]. Отметим также, что сохранят силу нормы закона, позволяющие властям ликвидировать НКО, учредители или члены которых уличены в экстремистской деятельности. С учетом весьма широкого законодательного определения экстремизма[17] это обвинение можно предъявить едва ли не любой неугодной властям общественной организации.

Подчеркнем, что гражданское общество нельзя ввести указом или законом. Оно должно вырасти, «созреть». Когда люди перестанут с опасением ждать от властей необдуманных решений, когда у каждого человека будет возмож­ность реализоваться в полном соответствии с его желаниями и способно­стями, когда деньги и жилье перестанут быть для каждого насущной про­блемой – вот тогда в России возникнут условия для формирования реальных предпосылок гражданского общества.

Российская власть, по крайней мере, в своих высших эшелонах, осоз­нала, что без поддержки институтов гражданского общества, простых гра­ждан и их объединений любые самые конструктивные и смелые реформы и действия государства во всех сферах социально-экономической жизни страны обеспечены на провал. И не случайно Президент России в качестве основных задач на перспективу и ближайшее будущее назвал необходимость продолжать работу по фор­мированию полноценного дееспособного гражданского общества в стране[18].

И сейчас от гражданской позиции и активности самих россиян, обще­ственных и некоммерческих организаций и гражданских союзов, предста­вителей делового сообщества, электронных и печатных СМИ и других ин­ститутов гражданского общества во многом зависит, насколько власть бу­дет готова прислушиваться к общественному мнению, а главное – на него реагировать и вносить коррективы в свои действия, и сколь эффективно российский гражданин как свободная личность сможет реализовать свои деловые, творческие, интеллектуальные и иные гражданские инициативы, востребованные самой властью во имя общей цели – создания сильного правового государства и развитого гражданского общества экономически и духовно свободных личностей. Взаимодействие общества и власти на современном этапе предполагает выработку совместных действий, проведение различных общественно значимых акций и влияние на те процессы, где пересекаются интересы власти с интересами граждан (например, в сфере местного самоуправления, молодежной политики и др.).

Важнейшее условие формирования и укрепления гражданского общества – это опора в государственном и общественном строительстве на общепризнанные демократические правовые принципы (защита прав и свобод человека и гражданина, равноправие граждан, верховенство закона, разделение властей), ценности (политическое участие, свобода, социальная справедливость и др.)[19] и институты (независимая судебная система, институт омбудсмена, развитое местное самоуправление, эффективная многопартийность, независимые свободные СМИ, демократические и свободные выборы, гражданские инициативы и т.д.). Процесс консолидации демократии в нашей стране займет еще многие годы. Движущей силой его являются деятельные личности и наиболее ак­тивные слои населения, заинтересованные в укреплении правовых инсти­тутов государства, в повышении политико-правовой культуры граждан, основанной на признании верховенства закона и приоритетности прав человека.

На прошедшем 22 января 2008 г. в Москве II Гражданском форуме Д.А. Медведев справедливо отметил, что «есть две позиции, два возможных пути развития неправительственных организаций, некоммерческих организаций. Один из них жесткий, когда они находятся в оппозиции, по сути, пребывают в состоянии борьбы с государством. Второй путь – реальная черновая работа с людьми по защите их прав, по отстаиванию гражданских свобод. Этот путь мне, конечно, представляется самым перспективным и самым сложным. Это очень сложная и важная работа, и все здесь присутствующие этим занимаются»[20].

Работа по взаимодействию власти и гражданского сектора взята под контроль Общественной палатой Российской Федерации. Она идет в целом по второму пути, который обозначил выше Д.А. Медведев. Общественная па­лата, как форма взаимодействия общественных институтов и органов власти, дает дополнительные возможности влиять на принимаемые органами вла­сти решения и разделять ответственность за реформы, осуществляемые в стране.

Задача Общественной палаты – существенно расширить спектр возможностей для участия граждан в управлении государством и осуществлении общественного контроля за деятельностью органов власти. Одними из главных целей Общественной палаты можно на­звать выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конститу­ционных прав, свобод и законных интересов граждан и обществен­ных объединений; способствовать развитию толерантности (религи­озной национальной и т.д.). В свою очередь, Общественная палата воспринимается гражданскими ассоциациями и союзами как орган, в котором они могли бы легитимно позиционироваться в высших эше­лонах власти и по закону влиять на принятие государственных реше­ний [21].

Так, Общественная палата провела экспертизу законопроекта о не­коммерческих организациях, внесла целый ряд поправок, направ­ленных на либерализацию данного документа. По подсчетам экспертов Общественной палаты, в России в 2007 г. функционировало более 300 тыс. НКО. Общественная палата на­стаивала, чтобы правоприменительная практика деятельности некоммерческих организаций должна быть под ее контролем. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, создана специальная группа при Общественной палате, которая  отслеживает нарушения при регистрации НКО, предлагает изменения в Закон[22]. И Президент Российской Федерации, прежде чем подписать Закон о некоммерческих организациях, прислушался к мнению общественности и внес в законо­проект серь­езные изменения[23].

Общественная палата России в 2006-2009 годах использовала самые разные формы для установления и поддержания эффективного диалога консолидации общества и власти: слушания, «круглые столы», запросы в органы власти, оказание правовой поддержки, организация гражданских форумов. Основные усилия Палаты были направлены на экспертизу законопроектов, что позволяло на стадии подготовки актов более точно учитывать общественное мнение по большому кругу вопросов, вводить в законодательство те положения, которые способствовали развитию экономической активности и динамичному функционированию социально-политической сферы.

Отметим, что Общественная палата – это новая широкая демократическая пло­щадка для откровенного диалога как между об­щественными объедине­ниями, так и между обществом и государством. Диалог – это непременное условие урегулирования любого кон­фликта, в том числе и в любой горя­чей точке России. Общественная палата видится как важнейший инстру­мент оздоровления всей политической жизни нашего государства. Ее де­визом могут стать следующие слова: дове­рие, взаимопонимание, сотруд­ничество и ответственность.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на огромные трудности и не конца решенные проблемы, и прежде всего связанные с тяжелой социально-экономической ситуацией в стране, низким качеством уровня жизни большинства россиян, процесс становления и развития гражданского общества в России становится необ­ратимым. Объединяясь в различные ассоциации и объединения, граждане минимизируют социально-политические и экономические риски, связанные с государственной политикой.

Становление гражданского общества – это не что иное, как процесс развития человека и гражданина в набирающем силу государстве. В условиях, когда потенциал личности определяет темпы роста экономики и развития общества, недостаточно просто обеспечить выживаемость человека. Да и для развития самого человека этого становится мало.

В «Стратегии развития России до 2020 года» указывается на инвестиции государственной власти в человеческий потенциал, «именно воля людей, их прямое участие в судьбе России стали решающей силой, позволившей добиться всего, что было сделано за последние восемь лет»[24]. В свою очередь, Президент Д.А. Медведев указывает, что основной проблемой, которую нужно решать, является «проблема повышения качества жизни наших людей»[25].

Гражданское общество является эффективным только в том случае, если оно состоит из зрелых и подготовленных к демократии личностей. Вот поэтому, – по мнению Д.А. Медведева, – «прямой задачей любого демократического государства является создание благоприятных условий для развития и самореализации людей, для развития того, что несколько наукообразно именуется человеческим капиталом»[26].

В заключение отметим, что в современной России эффективное взаимодействие общества и власти происходит, в том числе и через развитие некоммерческих организаций. Новые тенденции здесь проявляются через активизацию финансовой поддержки НКО со стороны государства. Свобода объединений помогает ослабить социальную напряженность в обществе. Она дает возможность членам социума устанав­ливать связи с другими и строить переплетающиеся сети личных взаимоот­ношений. В результате непохожие друг на друга и незнакомые люди объеди­няются во всевоз­можные организации, входящие в структуру гражданского общества. Возникшие по разным поводам связи снимают напряженность, которая, в противном случае, могла бы разъединять людей. Так, в недрах современ­ного гражданского общества со всей очевидностью проявляется тенден­ция в сторону противодействия социально-политическим и экономическим рискам и обеспечения безопасности в стране.



[1] Жовтун Д.Т. Особенности взаимодействия гражданского общества и государства в современной России // Социология власти. – 2007. - № 6. – С. 23.

[2] См. подробнее: Сунгуров А.Ю. Структуры гражданского общества и становление ин­ститута Уполномоченного по правам человека в российских регионах // www.prof.msu.ru/PC/book3/sung/html.

[3] См.: Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации 2007 г. // Официальный сайт Общественной палаты РФ. www.oprf.ru/files/Doklad 2007.- 1 doc.

[4] Медведев Д.А. Гражданское общество не может быть хуже или лучше государства. Стенограмма встречи Д.А. Медведева с журналистами УФ, во время посещения Челябинска 17 января 2008 г. // Сайт Д.А. Медведева. www.medvedev.- da.ru.

[5] См.: Доклад о состоянии гражданского общества в РФ 2007 г. // Официальный сайт Общественной палаты РФ. www.oprf.ru/files/Doklad 2007.- 1 doc.

[6] Там же.

[7] Официальный сайт Общественной палаты РФ. www.oprf.ru.

[8] См. подробнее: Галкина Е.В. Гражданские форумы как форма развития гражданского общества в современной России // Вестник Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – Вып. 44. – С. 212-219.

[9] По мнению Председателя Московской Хельсинкской группы (МХГ) Л. Алексеевой, «Закон об НКО привел к закрытию 2,3 тысячи общественных организаций» // Газета. - 2007. - 31 ноября.

[10] См.: Отчет всемирной правозащитной организации «Международная амнистия» о ситуации с правами человека в России // Коммерсантъ Власть. – 2008. - № 8 [762]. – 3 марта. – С. 38.

[11] О внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий­ской Федерации. Федеральный закон № 18-ФЗ от 10 января 2006 г. // Российская газета. - 2006. - 17 января.

[12] См.: Слободская М.А. Гражданское общество – реалии и перспективы // Медиакратия. – 2006. – № 4. – 28 апреля; Сванидзе Н. Позиция Общественной палаты уже услышана президентом // http: // www.strana.ru. 05.12.05; Чернышов Ю.Г. Можно ли создать гражданское общество «сверху»? // Литературная газета. Алтай. – 2006. - № 5. – С. 1- 4; Памфилова Э. Прекратится ли давление чиновников на российские некоммерческие организации? // www.sovetpamfilova.ru. 15.10.2007; и др.

[13] Официальный сайт Президента России // www.kremlin.ru.

[14] Ирхин Ю.В. Государство и гражданское общество: современные проблемы взаимодействия и контроля // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: 6-я ежегодная международная конференция факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова; 29-31 мая 2008 г.: Материалы конференции / Отв. ред. Мысляева И.Н. – М.: МАКС Пресс, 2008. – С. 449.

[15] Камышев Д. Упрощение пройденного // Коммерсантъ Власть. – 2009. - № 24. - С. 28.

[16] Камышев Д. В тисках либерализма // Там же. – 2009. - № 25. – С. 35.

[17] Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. – 2006. – 29 июля.

[18] Россия 2020. Главные задачи развития страны. / Под ред. Г. Павловского. – М.: Европа, 2008 – С. 24.

[19] См. подробнее: Шатилов А.Б. Демократия и либерализм: современные научные и прикладные подходы // Демократия в современном мире: сб. ст.; Сост., предисл. Я.И. Пляйс, А.Б. Шатилов. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - С. 74-97.

[20] Медведев Д.А. Выступление на Гражданском форуме 22 января 2008 г. // Официальный предвыборный сайт Дмитрия Медведева. www.medvedev.-da.ru.

[21] См.: Стенографический отчет о встрече с представителями консульта­тивных органов при Президенте РФ по вопросу формирования Общест­венной палаты 3 августа 2005 г. // www.kremlin.ru.

[22] Официальный сайт Общественной палаты РФ. www.oprf.ru.

[23] См.: О внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий­ской Федерации. Федеральный закон № 18-ФЗ от 10 января 2006 г. // Российская газета. - 2006. - 17 января.

[24] Россия 2020. Главные задачи развития страны. / Гл. ред. Г. Павловский. – М.: Европа, 2008. –  С. 7-8.

[25] Медведев Д.А. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. / Под ред. Г. Павловского. – М.: Европа, 2008. –  С. 484.

[26] Медведев Д.А. Выступление на заседании Общественной палаты Российской Федерации // Он же. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. / Под ред. Г. Павловского. – М.: Европа, 2008. – С. 238.



Источник: Галкина Е.В., "ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"// "Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия", М.: Изд-во РАГС, 2010


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.10215878486633