Lobbying.Ru Павел Толстых: Азбука GR

Павел Толстых: Азбука GR

Интересы большой корпорации во взаимоотношениях с органами власти представляет и отстаивает специальное структурное подразделение - GR-департамент. Павел ТОЛСТЫХ, инициатор Международной конференции "GR-Конгресс - эффективный диалог бизнеса и власти", предлагает читателям "Советника" анализ структуры деятельности и возможностей такого сотрудничества.

Как правило, подобного рода подразделения называются департаментами по связям с органами государственной власти или GR-департаментами (от английского government relations). Их задача - повышение прибыльности и обеспечение устойчивого развития компании через ее включение в политический процесс, выстраивание долгосрочных, комфортных, предсказуемых систем взаимоотношений с профильными для нее политическими стейкхолдерами федерального и регионального уровня, отраслевыми ассоциациями, некоммерческими и общественными организациями, а также с властными и гражданскими институтами иностранных государств.

Для решения масштабных задач GR-департаменты привлекают внешних лоббистов или даже лоббистские фирмы. В ряде случаев серьезную поддержку компании оказывают профессиональные отраслевые ассоциации.

Когда и зачем

Первые департаменты по связям с органами государственной власти стали появляться в России в начале 2000-х годов. Их численность и значение в корпоративной структуре постоянно растут.

И причин тому достаточно.

Во-первых, успешное развитие любой крупной компании напрямую зависит от того, насколько лояльны к ней в этом стремлении органы государственной власти.

Во-вторых, интегрируясь в международную экономику, компании вынуждены перенимать и существующие мировые корпоративные практику и культуру.

И, наконец, деловые круги объективно стремятся перевести свои отношения с властью в профессиональное и легальное русло.

В 2008 году Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти предпринял попытку определить масштабы новой сферы деятельности, контур профессии, что вылилось в исследование "Рейтинг наиболее эффективных отраслевых специалистов по связям с органами государственной власти России"(1). Кроме собственно самого рейтинга результатом ислледования стал ряд выводов.

К 2008 году GR-департаменты уже имелись практически во всех крупных компаниях, ведущих бизнес в России. Однако в разных отраслях их число и динамика формирования не одинаковы. В авангарде – компании отраслей с преобладанием иностранных инвесторов и повышенной государственной регуляторикой. К этой группе относятся табачная, пивная, автомобилестроительная и фармацевтическая отрасли, а также – нефтегазовая, металлургическая и телекоммуникационная. В компаниях этих отраслей GR-департаменты хорошо развиты, их отношения с органами государственной власти строятся на понятной стратегии, между ними существуют межкорпоративные коммуникации, сложные задачи они решают коалиционно.

В то же время в корпорациях ряда отраслей GR-департаменты не получили должного развития, несмотря на давнюю историю взаимоотношений с органами государственной власти. Речь, в первую очередь, идет об аграрной, страховой, банковской, лесной и ряде других отраслей, а также вино-водочной (за исключением пивной). Причины этого различны: если в банковской и страховой сферах - это наличие чрезвычайно сильных профессиональных ассоциаций, то в случае с лесной промышленностью всё объясняется тем, что она представляет собой классическую олигополию, и ее представители больше зависят от действий друг друга, чем от власти. В аграрной же отрасли, несмотря на положительные сдвиги в ее развитии, возникновение крупных агрохолдингов, всё еще присутствует дух "аграрного движения" советского типа. Что же касается алкогольного производства, то здесь, наоборот, существует огромное количество компаний, афилированных с региональными властями, к тому же велика роль теневого сектора. Все вышеперечисленные факторы затрудняют формирование корпоративных GR-структур. Однако со временем их появление неминуемо.

Роль и Место(2)

В структуре современной корпорации отдел по связям с органами государственной власти часто является структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям, первоочередной задачей которого является выстраивание отношений с внешними и внутренними стейкхолдерами – с теми, кто влияет или может оказать влияние на финансовые и/или имиджевые показатели компании.

К внешним стейкхолдерам, как правило, относятся СМИ, органы государственной власти, общественные организации и структуры гражданского общества, а также инвесторы и местные сообщества (например, если компания ведет бизнес на территории малых народов). К внутренним стейкхолдерам относятся сотрудники компании, действующий на предприятии профсоюз, акционеры и совет директоров. Значимость отношений с этими группами для компании влияет на распределение ресурсов в департаменте по корпоративным отношениям.

Кроме GR-департамента с теми или иными органами власти взаимодействуют и другие подразделения компании: финансовый отдел (в контексте взаимоотношений с налоговыми службами и финансовыми ведомствами), юридический (взаимоотношения с отраслевыми регуляторами, судами), корпоративный (в контексте имиджа компании в органах власти) и прочие. Однако важным моментом в деятельности GR-департамента является координация общей направленности такого взаимодействия.

Институциональная структура GR-департамента может включать в себя:

  • секцию по связям с исполнительной властью (взаимодействие с Администрацией Президента, аппаратом Правительства, федеральными органами исполнительной власти);
  • секцию по связям с Федеральным Собранием РФ (взаимодействие с Советом Федерации и Государственной Думой);
  • секцию по связям с регулирующими (контролирующими) органами власти;
  • секцию по региональной политике (взаимодействие с региональными исполнительными и представительными органами государственной власти, муниципальными образованиями, территориальными подразделениями федеральных министерств и ведомств);
  • секцию по налоговой политике (связь с налоговыми службами и арбитражным судом);
  • секцию по противодействию распространению нелегальной продукции и контрафакта (связь с Федеральной таможенной службой, силовыми структурами);
  • секцию по взаимодействию с конкурентами, отраслевыми сообществами и общероссийскими бизнес-ассоциациями;
  • cекцию по государственным заказам.
Как и что

Изучение работы более ста GR-подразделений позволило выделить три ключевых формы их деятельности:

  • мониторинг информации и инициатив профильных органов государственной власти;
  • донесение информации компании до профильного чиновника/депутата с целью учета ее позиций в готовящемся документе либо при выработке политических решений;
  • влияние и корректировка позиции органов государственной власти в интересах компании.


Рассмотрим выделенные формы подробнее.

Мониторинг

Мониторинг является основополагающей функцией GR-департамента.

Чтобы сделать его эффективным, нужно выделить и систематизировать тех чиновников, чьи решения затрагивают/могут затрагивать сферу деятельности компании. В Центре по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти мы детально расписываем этот процесс, указываем в органах государственной власти конкретных людей, причастных к принятию важных для компании решений, прописываем процедуру представления и согласования интересов.

Как правило, мы также рисуем схемы межведомственных компетенций, связанных с интересами компании, начиная с Администрации Президента и аппарата Правительства и заканчивая региональной и муниципальной властью. По нашему опыту, общее количество стейкхолдеров федерального уровня для крупной компании, ведущей бизнес в России, в среднем составляет около ста пятидесяти человек. Именно с этими людьми специалист по GR должен выстроить взаимоотношения, чтобы иметь возможность отслеживать потенциальные угрозы от их деятельности, влиять на нее.

Может сложиться впечатление, что формирование карты государственных стейкхолдеров – это тривиальная задача при относительной открытости власти. Однако не все так просто. На сайтах ведомств публикуется достаточно ограниченная информация по составу, и, тем более, компетенциям рядовых сотрудников. Например, на сайте Администрации Президента можно узнать, что ключевое для лоббистов Государственно-правовое управление возглавляет Лариса Брычева, однако, кто в нем курирует, например, рекламу, как распределяются полномочия между заместителями – все это недоступно. Кроме того, внутренний справочник администрации, где такая информация есть, является документом ограниченного распространения, с грифом ДСП. Таким образом, даже на стадии сбора первичных данных можно столкнуться с определенными сложностями.

Сформировав карту политических стейкхолдеров, GR-специалист должен организовать мониторинг информации, касающейся деятельности органов власти. И делать это нужно, исходя из следующего: несет ли в себе готовящееся решение потенциальные экономические или имиджевые издержки для деятельности компании, или оно, наоборот, сулит тут новые возможности.

Каждый из сценариев предполагает определенный набор последующих действий.

КритерийПримерДействия GR-специалиста
Готовящееся политическое решение негативно отразится на деятельности компании.Повышение пошлин, акцизов, законодательные и прочие ограничения.Осуществление комплекса специальных мер, направленных на предотвращение этих угроз: GR-специалист стремится затянуть и/или добиться непринятия политического решения, нейтрализует тех, кто лоббирует проблемное политическое решение.
Готовящееся политическое решение несет потенциальные экономические, имиджевые и прочие возможности для деятельности компании.Разработка целевой программы в интересах компании, ограничение деятельности фирмы-конкурента и прочее.Осуществление комплекса специальных мер (поддержка экспертизой, помощь в устранении межведомственных разногласий и прочее), чтобы решение было принято в кратчайшие сроки.


Большое значение здесь играют сроки получения информации: о готовящихся инициативах должно быть известно заблаговременно, лучше - с момента "зарождения идеи". Почему – объяснять, наверное, нет надобности.

В сфере интересов GR-департамента находится любая информация, которая затрагивает экономические и/или имиджевые интересы корпорации. Среди наиболее важных можно выделить:

  • проекты указов и распоряжений Президента РФ;
  • проекты постановлений и распоряжений Правительства РФ;
  • приказы, положения, протоколы заседаний, разъяснения, распоряжения, предписания и другие документы федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и их проекты;
  • проекты заключений на присланные в ФОИВ проекты законов;
  • проекты законов, разрабатываемые в ФОИВ;
  • межведомственная переписка по интересующему компанию вопросу;
  • другие нормативные документы.
Выстраивание такой системы тотального мониторинга – дело небыстрое и на него может уйти не один год.

Донесение информации

Речь идет о представлении профильному чиновнику/депутату позиции компании по разрабатываемому решению. Задача в том, чтобы она была учтена в итоговом варианте документа.

В большинстве случаев чиновники заинтересованы в информации от лоббистов, поскольку позиция компании для них - это дополнительный источник пусть субъективной, но, тем не менее, экспертной информации, и они используют ее при подготовке ведомственных заключений.

В случае, если готовящееся решение выгодно компании (например, направлено на снижение налогооблагаемой базы, позитивное изменение ставок таможенных пошлин, уменьшение тарифов и прочее), GR-специалист должен помочь ускорить межведомственные согласования, а именно:

  • подготовить и предоставить своим сторонникам в коридорах власти необходимые экспертные документы, специально подобранные примеры из международного опыта;
  • побудить профессиональные ассоциации и общественные организации поддержать решение;
  • инициировать в медиа кампанию в поддержку решения;
  • нейтрализовать экономических и политических оппонентов.
В случае, если готовящиеся решение невыгодно компании (например, ведет к дополнительным административным издержкам, ужесточению отраслевых нормативных требований), лоббист должен воспрепятствовать его принятию, для чего также нужно снабдить сторонников необходимыми экспертными документами и примерами из международной практики. Апеллировать при этом следует к тому, что принятие решения нанесет вред всей отрасли, или, скажем, приведет к снижению налоговых сборов, уровня жизни населения. То есть, попросту говоря, частный интерес нужно интегрировать в общественный.

Влияние и корректировка

Разумеется, достижение такого рода целей требует значительных усилий. Но принятие решений, прежде всего на федеральном уровне подразумевает длительную процедуру согласований, что дает возможность лоббистам участвовать, встроиться в этот процесс на межведомственном уровне и даже провоцировать аппаратные разногласия и конфликты.

Приведем условный пример такого рода(3) работы. Например, инициируется законопроект, который приведет к изменению налогообложения какой-нибудь отрасли (допустим, аграрной). Понятно, что повышение налогов снизит инвестиционную привлекательность отрасли: предприятия могли бы вкладываться в развитие производства, а государство, в свою очередь, в будущем получало бы больше денег от отчислений от прибыли, а также появления новых рабочих мест и прочее.

Соответственно, лоббистам отрасли следует играть на этом. В такой "игре" сразу появляются свои сторонники и противники. "За" повышение налогов, предположим, будет Минфин, "против" — Минсельхоз и Минэкономразвития, с которыми у лоббистов агропрома по этому вопросу совпадают интересы. Чтобы укрепить свои и союзников позиции, лоббист привлекает лучших экспертов и специалистов, запасается наиболее значимой информацией по вопросу, содержащей убедительные аргументы и факты. Чтобы нейтрализовать противников, организуется PR-компания в СМИ, привлекаются депутаты-аграрники в Госдуме или члены Совета Федерации, предоставляющие сельскохозяйственные регионы. Таким образом, невыгодное решение, скорее всего, скоро "утонет" в межведомственных согласованиях и исчезнет с повестки дня.

Конечно, это условная модель. Но она вполне наглядно показывает механизм лоббистских действий в случаях, когда необходимо "переломить" ситуацию в своих интересах.

Взаимодействие с профессиональными лоббистами

Лоббистская фирма – коммерческая организация, на платной основе представляющая интересы заказчика в органах государственной власти. В США, Канаде, Австралии, Польше, Великобритании, странах Европейского Союза и ряде других деятельность лоббистских фирм законодательно регулируется, они отчитываются о клиентах и контрагентах, суммах, потраченных на политическое влияние, и прочих аспектах деятельности.

В целом, в международной практике сотрудничество GR-департаментов с профессиональными лоббистскими фирмами – обычное дело. Ведь каким бы влиятельным ни был GR-департамент, наладить связи со всеми органами государственной власти (что особенно важно при проведении крупных лоббистских кампаний) - задача не из легких: чиновники перемещаются по карьерной лестнице и из ведомства в ведомство, к тому же, существуют психологические личностные особенности коммуникации, которые могут препятствовать ей. Во всех этих и многих других случаях лоббистские фирмы в состоянии оказать существенную помощь штатным GR-специалистам компании, беря на себя при этом юридическую ответственность за свои действия.

Выделим ключевые преимущества работы GR-департамента с лоббистской фирмой.

  • Минимизация издержек. Лоббистским фирмам удается экономить благодаря масштабу "операций", ведь они имеют дело со множеством корпораций, многие из которых имеют схожие проблемы. Таким образом, если речь идет, например, о мониторинге, лоббистские фирмы в состоянии делать это быстро. Содержать в штате специального сотрудника – накладнее.
  • Большие эффект и качество. В силу специализации лоббистские фирмы имеют ряд преимуществ, ключевые из которых: 1) постоянная и заблаговременная информированность; 2) наличие политических связей на разных уровнях власти, а также со всевозможными отраслевыми лоббистами, действующими и отставными чиновниками и другими фигурами, от которых зависит исход дела; 3) упорство и должная мотивация.
В соответствии с законом

На сегодняшний день в России, в отличие от таких стран как США, Канада, Австралия, Польша и многих других, нет специализированного закона, регулирующего лоббистскую деятельность, определяющего права и обязанности лоббистов. Эта деятельность вообще не фигурирует в нормативно-правовых документах(4) нашей страны. Тем не менее в данном разделе мы рассмотрим правовые ограничения в работе GR-специалиста, а также примеры, когда деятельность лоббистов выходит за рамки правового поля.

Все ограничения можно условно разделить на следующие категории:

  • Правовые ограничения, связанные с получением информации в органах государственной власти.
  • Правовые ограничения при взаимодействии с представителями органов государственной власти.
  • Современные технологии взяточничества.
Правовые ограничения, связанные с получением информации в органах власти.

Статья 29 п. 4 Конституции Российской Федерации ("Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом") гарантирует каждому право быть в курсе разрабатываемых в органах государственной власти документов, принимаемых государственных решений и всего, что с этим связано, при условии, что эта информация не составляет государственную тайну и получена законным путем. Именно это обстоятельство и следует учитывать специалисту по связям с органами государственной власти. Последствия, связанные с пренебрежением этой нормой, могут быть крайне серьезными, вплоть до уголовных.

Кроме того, существует служебная информация ограниченного распространения(5), помеченная грифом "Для служебного пользования" (ДСП)(6). Это не секретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Не относятся к служебной информации ограниченного распространения:

  • акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  • сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах; экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
  • описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
  • порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
  • решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
  • сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Теоретически, за разглашение служебной информации ограниченного распространения, а также нарушение порядка обращения с документами, содержащими такую информацию, государственный служащий (работник организации) может быть привлечен к дисциплинарной или иной предусмотренной законодательством ответственности. Однако поскольку закон о служебной тайне пока не принят, то эта самая "иная ответственность" юридически не определена, уголовная ответственность за распространение информации для служебного пользования не наступает.

Информация, содержащая государственную тайну - защищаемые государством сведения о его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Общий их состав определен в Законе "О государственной тайне", на основании которого Межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует их перечень. В нем указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и может быть пересмотрен в случае необходимости.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности: "особой важности", "секретно" и "совершенно секретно".

Санкции за разглашение таких сведений регулируются статьей 283 Уголовного Кодекса РФ, согласно которой "разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены, наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет".

Правовые ограничения при взаимодействии с представителями органов власти.

Речь здесь о вопросах правового регулирования дарений государственным служащим, а также дачи взяток.

1. Дарение и вознаграждение государственным служащим.

Система запретов, связанных с получением подарков и вознаграждений государственными служащими является одной из основных антикоррупционных мер. Запрет на дарения служащим устанавливается статьей 575 Гражданского Кодекса РФ: закон не допускает дарения подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, если стоимость подарка превышает 3 000 рублей. Данная норма относится к общепринятым случаям (день рождения, памятные, знаменательные события).

Специальные ограничения использования служебного положения для извлечения личной выгоды предусмотрены Федеральным Законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года. П. 6 ст. 17 данного закона запрещает государственным служащим "получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц". При этом под вознаграждением понимаются: подарки, денежные суммы, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

Запрет для гражданского служащего выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц можно также рассматривать как запрет на вознаграждения: служащий не вправе получать средства от других организаций и граждан сверх выделенных командирующим органом, пользоваться услугами организаций и граждан по оплате личных расходов. Исключение составляют служебные командировки, совершаемые в соответствии с международными договорами РФ или на основе взаимной договоренности органов государственной власти РФ и аналогичных органов других стран, международными и иностранными организациями.

Традиционно под вознаграждением или подарком в России понимаются материальные или имущественные ценности(7). Но данное определение оставляет место для обхода запрета. Так, государственный служащий может получить за свою деятельность какие-нибудь преимущества, не выраженные в конкретных материальных благах. К таким преимуществам зарубежные исследователи относят и безвозмездное выполнение работы подчиненным для начальника, и предоставление льготных условий (скидок) отдельным государственным служащим.

Еще один неоспоримый пробел в российском законодательстве - отсутствие запрета опосредованного получения вознаграждения. Подарки запрещается принимать только самому служащему, но не лицам и организациям, с которыми он находится в тесной связи (родственникам, друзьям, лицам и организациям, с которыми служащий, имел, имеет или будет иметь в ближайшем будущем деловые, политические или личные отношения).

Спорным является и существующее положение, согласно которому запрет на подарки ограничен по времени лишь периодом нахождения на госслужбе: ранее Федеральный Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 года распространял действие данного ограничения и на период после выхода государственного служащего на пенсию. Целесообразность продления действия запрета на получение подарков и вознаграждений очевидна, ведь ничто не мешает бывшему чиновнику принимать подарки за деятельность в период исполнения должностных полномочий, что сильно затрудняет борьбу с коррупцией. При этом законодателям нет необходимости спорить о том, каковы будут новые временные ограничения - достаточно указать в законе, что запрет распространяется на вознаграждение, которое было получено в связи с исполнением бывшим госслужащим своих должностных обязанностей.

Следует отметить, что Федеральный Закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" решил проблему принятия государственными служащими подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями: такие подарки признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются служащим по акту в госорган, в котором числится на гражданской службе. Исключение составляют случаи, попадающие под действие вышеупомянутой статьи 575 ГК РФ, когда стоимость подарка не превышает 3 000 рублей.

При желании, чиновник может выкупить подарок в частную собственность. Проблема состоит в том, что ни общего порядка сдачи таких даров, ни способов их оценки, ни условий и порядка выкупа подарков, являющихся государственной или муниципальной собственностью, в частную собственность, действующим законом не предусмотрено. И далеко не во всех государственных органах такая процедура прописана и доведена до сведения служащих.

2. Правовое регулирование получения взятки.

Взятка – это принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуга за действие (или, наоборот, бездействие) в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения. Передача и прием взятки в России подпадают под действие Уголовного Кодекса.

Согласно статье 291 УК, дача взятки должностному лицу лично или через посредника наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.


Компетенции и уровень компенсации GR-специалистов

Работа с профильными чиновниками – ключевая прерогатива специалистов по GR. Однако молодые сотрудники соответствующих департаментов, в особенности, не имеющие опыта службы в органах государственной власти, могут столкнуться тут со значительными проблемами. Вот ряд советов, которые помогут их преодолеть.

Не стесняйтесь позвонить профильному для вас чиновнику напрямую с целью установления контакта, если его статус не выше начальника небольшого подразделения. Как правило, большинство рядовых исполнителей в ведомствах - молодые люди до 30 лет, устроившиеся на государственную службу в надежде через пару лет получить повышение или перейти в корпоративную область на значительно большую зарплату. И специалист по GR для него – потенциальный мост в возможное лучшее будущее. Кроме того, компетентный специалист для чиновника – источник полезной информации, поскольку тот в своей компании имеет дело с высококлассными профессионалами самых разных сфер. В общем, именно со звонка вполне допустимо начинать сотрудничество.

Внимательно изучите биографию чиновника, его образование, земляческие и прочие связи, увлечения, узнайте место и дату рождения и прочее. Вполне возможно, эти сведения помогут начать неформальное общение.

Посещайте профессиональные конференции и другие мероприятия, где довольно часто бывают и выступают чиновники, связанные с вашей отраслью. Здесь удобно завязывать контакты, развивать отношения. А если ваша компания спонсирует мероприятие, то можно поставить условием организаторам присутствие конкретной персоны, а также оговорить себе место в президиуме рядом с ней.

Постарайтесь войти в состав максимального числа экспертных (консультативных) советов при профильных для вас органах государственной власти. Здесь также удобно налаживать взаимодействие с представителями органов государственной власти, ответственными за тематику, относящуюся к сфере деятельности вашей фирмы.


Квалификацию специалиста по GR целесообразно оценивать в связи с его возможностями, о которых можно судить в рамках трех описанных ранее форм деятельности: мониторинг, донесение информации, влияние.

Компетенция и уровень компенсации GR-специалистов

Опыт работыКлючевые компетенцииУровень коммуникацийУровень вознаграждения (в месяц)
МониторингНе более пяти лет. Как правило, это бывший сотрудник профильного ФОИВ, курировавший отрасль компании, бывший помощник депутата или сотрудник профильного комитета Федерального Собрания.Заблаговременно добывать документы профильной для компании тематики в профильных ФОИВ, реже в аппарате Правительства, Администрации Президента. Составлять справки, анализировать информацию в контексте угроз/ возможностей для компании.Заблаговременно добывать документы профильной для компании тематики в профильных ФОИВ, реже в аппарате Правительства, Администрации Президента. Составлять справки, анализировать информацию в контексте угроз/ возможностей для компании.До ста пятидесяти тысяч рублей.
Донесение информацииБолее двух лет + опыт работы в корпорации, понимание интересов компании в контексте реализуемой государственной политики.Заблаговременный анализ информации о готовящихся в органах государственной власти решениях. Подготовка совместно с техническими, юридическими и прочими подразделениями позиции компании. Донесение информации до профильных чиновников/депутатов.На уровне ФОИВ - коммуникации до руководителя профильного подразделения, иногда заместителя министра. На уровне Федерального Собрания – профильные депутаты, ключевые сотрудники комитетов, аппарата. Устойчивые контакты среди рядовых сотрудников аппарата Правительства, Администрации Президента. До четырёхсот тысяч рублей.
ВлияниеБолее пяти лет.Продавливание решений, выгодных компании, в политической среде, даже при наличии системных противников, межведомственных разногласий и/или конфликтов. Доскональное понимание официальной и кулуарной системы принятия решений в органах государственной власти. Блокирование или ускорение политических решений, в зависимости от интересов компании. Инициирование собственных политических проектов. На уровне ФОИВ – начальники структурных подразделений, заместители министра, министры. На уровне Федерального Собрания – влиятельные депутаты и сенаторы, председатели комитетов, руководители фракций. На уровне аппарата Правительства – руководители департаментов. На уровне Администрации Президента – руководители управлений, помощники Президента.От четырёхсот тысяч до двух с половиной миллионов рублей.



1 Толстых П. А. Рейтинг наиболее эффективных отраслевых специалистов по связям с органами государственной власти России // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. М., 2008.

2 Представляемая модель организационного устройства в корпорации условна и основана на обобщении опыта, накопленного в процессе изучения подобного рода структур в современных российских и западных корпорациях.

3 Милюкова Я. Российских лоббистов не берут под закон //BFM за 16.05.2009.

4 Лишь в начале 1990-х годов термин "лоббизм" упоминался в ряде законодательных актов субъектов Российской Федерации (Иркутск, Красноярский край и другие), однако впоследствии употребление термина в нормативно-правовых документах сошло на нет.

5 Перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа устанавливается Федеральным Законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2006).

6 По вопросу, касающемуся порядка обращения с документами "ДСП" в федеральных органах исполнительной власти, действует Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 года № 1233).

7 Комментарий к Федеральному Закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации"/ под ред. Ноздрачёва А. Ф. - [Электронный ресурс] - СПС Консультант плюс.

Смотрите также:
14.11.2011 -
Павел Толстых, Руководитель GR-Центра, Lobbying.ru: «GR-специалист – это адвокат корпорации»



Источник: Павел Толстых, - Азбука GR // PR-портал Советник от 14.11.2011


Последние изменения:
22.11.2011 14:00 Альбицкий Сергей
22.11.2011 13:59 Альбицкий Сергей
22.11.2011 13:58 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter
Время генерации страницы: 0.10954284667969