Lobbying.Ru Суд не услужил Сбербанку

Суд не услужил Сбербанку

Впервые после соответствующего разъяснения Высшего арбитражного суда (ВАС) крупному банку не удалось отстоять в суде правомерность взимания комиссий при корпоративном кредитовании. Смоленской компании удалось доказать в суде, что такая комиссия Сбербанка, как комиссия за рассмотрение кредитной заявки, не является платой за дополнительную услугу.

Сбербанк проиграл во второй инстанции судебный спор с компанией о правомерности взимания комиссий за рассмотрение кредитной заявки, открытие кредитной линии и организацию финансирования и экспертизу проекта, под который выдавался кредит. Информация об этом деле содержится на сайте ВАС. "Смоленскому центру делового развития" удалось оспорить в Двадцатом арбитражном апелляционном суде правомерность начисления Сбербанком этих комиссий после того, как суд первой инстанции — арбитражный суд Смоленской области — летом отказал заемщику в удовлетворении требований. В Сбербанке вчера отказались от комментариев.

Участники рынка называют новое решение суда по спору смоленской компании со Сбербанком первым решением по аналогичным спорам после того, как в сентябре ВАС дал разъяснения по вопросу начисления комиссий при корпоративном кредитовании. В обзоре судебной практики ВАС указал, что банк имеет право взыскивать комиссии только за оказание самостоятельной услуги клиенту. "По нашим наблюдениям, это первое решение суда по спорам юридических лиц с банками о комиссиях после выступления ВАС, кроме того, это фактически первый случай, когда речь идет о крупном банке",— говорит вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.

До недавнего времени истцами к банкам по вопросам правомерности начисления комиссий выступали преимущественно розничные заемщики. Причем с ноября 2009 года — момента признания Высшим арбитражным судом незаконной комиссии за ведение ссудного счета — их судебная активность резко возросла. Так, согласно статистике Верховного суда, количество исков, поданных физическими лицами к банкам в суды общей юрисдикции, в 2010 году выросло более чем в четыре раза по сравнению с 2009-м, превысив 101 тыс. Число исков в 2009 году по сравнению с 2008-м выросло только в 1,9 раза.

Теперь банкиры ожидают роста числа исков и от юридических лиц, в первую очередь от представителей малого и среднего бизнеса. "При кредитовании крупных корпоративных клиентов, в отличие от мелких и средних, банк обычно не использует типовых договоров, и взимание всех типов комиссий обсуждается с заемщиков индивидуально",— поясняет зампред Абсолют-банка Евгений Ретюнский. По его словам, оспорить комиссии по выданным кредитам из числа крупных корпоративных клиентов пытаются в основном только проблемные заемщики, с которыми банк уже находится в процессе судебной тяжбы. "Заемщики, не заинтересованные в прекращении отношений с банком, не пойдут судиться с ним по вопросу комиссий",— соглашается зампред Нордеа-банка Михаил Поляков. По данным ЦБ, корпоративный кредитный портфель российских банков на 1 ноября 2011 года составлял 16,9 трлн руб. "Объем кредитов малому и среднему бизнесу составляет не более половины общего портфеля, а их средняя срочность — около 1,5 года",— оценивает гендиректор ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников.

Оригинал статьи см. здесь



Источник: Дарья Юрищева, Ольга Шестопал, - Суд не услужил Сбербанку // КоммерсантЪ от 23.12.2011


Последние изменения:
23.12.2011 14:14 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter