Lobbying.Ru Культура и табак

Культура и табак

Законопроект Минздрава «О защите здоровья населения от последствий потребления табака» предполагает полный запрет на благотворительную и спонсорскую деятельность со стороны табачных компаний. Законопроект вызвал громкий резонанс и недавно был возвращен правительством РФ в Минздрав на доработку.

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев раскритиковали идею Минздрава РФ запретить табачным компаниям поддерживать учреждения культуры. Спонсором Эрмитажа и Мариинского театра уже много лет является компания Japan Tobacco International.

«У нас и так плохо с меценатством, поэтому, думая о культуре, мы не должны ничего запрещать. Наоборот, мы должны поощрять компании, которые уделяют внимание поддержке культуры», - сказал Михаил Пиотровский.

«Запрещать табачным компаниям делать что-то для культуры, я считаю, неправильно. Курить вредно, и я первый запретил делать это в здании театра. Но если запретить благотворительность табачным компаниям, курить меньше не станут, а Мариинка потеряет крупного спонсора», - заявил Валерий Гергиев.

С позицией главы крупнейшего в России музея и дирижера с мировым именем согласился министр культуры РФ Владимир Мединский: «Необходимо максимально использовать бизнес и корпоративную филантропию для поддержки культуры», - сказал он, выступая на панельной дискуссии по вопросам развития культурных столиц на ПМЭФ.

Ранее в защиту меценатов из табачной отрасли публично выступила Третьяковская Галерея, руководство которой отметило особую значимость финансовой помощи, оказываемой при проведении выставок. Если запрет вступит в силу, их проведение станет практически невозможным. Спонсором Третьяковской галереи является компания British American Tobacco.

А в конце прошлого года более 30 тысяч ветеранов и пенсионеров обратились к Владимиру Путину, занимавшему тогда пост премьер-министра РФ, с просьбой не запрещать благотворительным организациям принимать помощь табачных компаний.

«Табачные компании – единственные меценаты от бизнеса, которые готовы давать деньги на так называемые нишевые проекты, например, на помощь пожилым людям или взрослым инвалидам. Если им это запретят, заменить их практически некем», - заявила исполнительный директор благотворительного фонда «United way» Татьяна Задирако.

Безусловно, курение наносит вред здоровью, а через него и обществу, становясь причиной болезней и сокращая продолжительность жизни. Вместе с тем, как видим, часть денег, полученных от торговли табаком, идут на важные для общества цели.

Совместимы ли культура и торговля табаком? - Мнения парламентариев

Анатолий Лысков, Член Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Липецкая обл):

Это очень сложный вопрос. C одной стороны, нет выше ценности, чем жизнь человека. С другой, - достижения культуры – достояние человечества. Понятно и то, что когда государство не может в полном объеме финансировать все учреждения культуры, они, естественно, вынуждены прибегать к спонсорской помощи. Поэтому в данном случае право на существование имеют как законопроект Минздрава, так и точка зрения уважаемых у нас в стране и за рубежом деятелей культуры.

Чтобы их примирить, необходимо вмешательство государства. А именно: законопроект нельзя начать реализовывать в одночасье. Его вступление в силу должен предварять определенный переходный период, в течение которого необходимо будет подготовить бюджетное законодательство, направленное на появление процедуры компенсации учреждений культуры через бюджет.

Евгений Федоров, Член комитета ГД по бюджету и налогам. Фракция "ЕР":

Я не против благотворительности как таковой, но выступаю сторонником третьего варианта – увеличения акцизов на табачные изделия. Именно за счет этого государство может расширить финансирование тех или иных учреждений культуры и социальных проектов.

Если табачные компании настолько давно и масштабно занимаются спонсорской деятельностью, значит, у них есть для этого излишки средств. Поэтому через повышение акцизов государство могло бы изымать определенную часть этих излишков и направлять их в том числе на нужды в области культурной и социальной политики.

Самое главное, что государство сделает это эффективнее и системнее, нежели частные спонсоры и меценаты. Как правило, мы не видим, на что конкретно идут благотворительные средства, поэтому можем сделать вывод, что эффективность их расходования очень низка.

Гаджимет Сафаралиев, Председатель комитета ГД по делам национальностей. Фракция "ЕР":

Я бы поддержал эту идею Минздрава. Меня радует, что к руководству министерством пришли наконец профессионалы, настоящие медики, для которых вопросы борьбы с курением относятся к числу приоритетных.

Даже с точки зрения морали привлечение табачных компаний к спонсированию театров, музеев и других учреждений культуры выглядит не очень достойно. Развитием культуры должно заниматься государство, а не бизнес, производящий вредную для общества продукцию. Если руководство табачных компаний действительно переживает за судьбу нашей культуры, то оно может поддерживать ее и без официального спонсорства, не выпячивая себя и не прилагая усилий к продвижению своей продукции. То же самое касается и социальных проектов: поддерживать и развивать их можно без всякой рекламы своего товара.

В России давно пора запретить любую, - и скрытую, и явную - рекламу табачных изделий. Во многих странах сигареты уже давно не выставляются на прилавках и витринах, и тем более на кассах супермаркетов, как это происходит сплошь и рядом у нас. Покупатель, приходя там в магазин, просто спрашивает продавца о наличии интересующей его марки.

Надеюсь, что теперь в России будет проводиться более последовательная государственная политика по борьбе с курением. Еще в советские времена существовал лозунг «Здоровье трудящихся – богатство страны!» Хотелось бы, чтобы сегодня этот лозунг подкреплялся реальными делами, направленными на охрану здоровья нации.

Олег Куликов, Зампред комитета ГД по охране здоровья. Фракция «КПРФ»:

На такой вопрос трудно ответить однозначно. Но, на мой взгляд, необходимо учитывать, что спонсорство и меценатство - это прежде всего социальная ответственность бизнеса. Говорить же о социальной ответственности табачного и алкогольного бизнеса, к сожалению, не приходится.

Спонсируя такие знаменитые, «раскрученные» культурные объекты как Эрмитаж и Мариинка, табачные компании явно рассчитывают на определенные коммерческие дивиденды. Информация о них размещается на афишах, в буклетах, концертных программках. Поэтому скрытая реклама здесь очевидна, и ни о какой чистой благотворительности со стороны этих компаний речи не идет.

Я вообще считаю: если у кого-то из представителей крупного бизнеса есть желание оказывать ту или иную меценатскую поддержку, они должны делать это совершенно бескорыстно, как физические лица.

Широкая реклама табачных компаний, в том числе за счет их спонсорской деятельности, увеличивает число курильщиков – точно так же, как и скрытая реклама табакокурения в кино и на телевидении. Это в свою очередь наносит серьезный удар по нашей системе здравоохранения. На региональные бюджеты у нас выделяются и без того скудные средства, а мы еще вынуждены тратить значительную их часть на тех, кто халатно относится к собственному здоровью.

Оригинал статьи см. здесь



Источник: regions.ru от 03.07.2012


Последние изменения:
05.10.2012 12:41 Альбицкий Сергей
03.07.2012 20:00 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter